Словообразование наречий. Правописание наречий, образованных от существительных - НАРЕЧИЕ - ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Диктанты по русскому языку 7 класс к учебнику М. М. Разумовской «Русский язык. 7 класс» - 2015 год

Словообразование наречий. Правописание наречий, образованных от существительных - НАРЕЧИЕ - ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Словарные диктанты

I

Двигаться вперёд, говорить вполголоса, посмотреть исподлобья, свернуть налево, справа от меня, прийти вовремя, вывернуть наизнанку, тотчас исправиться.

• Запишите антонимы к словам вперёд, налево, справа.

• Определите способ образования слова наизнанку.

II

Поймать на лету, действовать в одиночку, блуждать в потёмках, выполнить на совесть, не видеть в упор, говорить без умолку, держать под мышкой, прочитать на память.

• Подчеркните наречия. Проведите морфологический разбор одного наречия.

III

Не видно впотьмах, действовать поодиночке, купить в рассрочку, трудиться без устали, схватить в охапку, не понять спросонок, бежать без оглядки, перепутать с перепугу, накануне праздника, застать врасплох, сделать исподтишка.

• Определите разряд наречий по значению.

IV

Возвратился вовремя — во время поездки; сначала подумайте — с начала осени; идти навстречу — идти на встречу с друзьями; в начале сентября — вначале надо сосредоточиться; посмотреть наверх — на верх мачты; в миг опасности — преобразиться вмиг; в дали голубой — увидеть вдали парус.

• Объясните правописание созвучных слов. Укажите, какими | частями речи они являются.

Объяснительные диктанты

I

1) Не оглянувшись назад, не вымолви слова; не посмотревши вперёд, не делай шагу. 2) Говорит направо, а глядит налево. 3) Говори с одними поменьше, а с другими побольше. 4) Язык впереди ног бежит. 5) Не осуждай никого сгоряча. 6) Не сочиняй речей на бегу. (Пословицы) 7) Хорошее вдвойне хорошо, когда оно коротко. (Грасиан) 8) Слушайся совета и принимай обличение, чтобы сделаться тебе впоследствии мудрым. (Соломон)

• Какая тема объединяет данные афористические высказывания?

• Укажите наречия, которые образованы от существительных.

• От каких частей речи образованы остальные наречия в данных предложениях?

• Найдите предложение с обособленными обстоятельствами. Обособленные обстоятельства подчеркните, укажите способ выражения.

II

1) Бесконечная дорога убегает лентой вдаль. (С. Есенин) 2) Позови меня в даль светлую. (В. Шукшин) 3) Стою один среди равнины голой, а журавлей относит ветер вдаль. (С. Есенин) 4) В начале апреля стояли тёплые дни и морозные ночи. (А. Чехов) 5) Погода вначале была хорошая, тихая. (А. Чехов) 6) Люблю грозу в начале мая. (Ф. Тютчев) 7) Я навек за туманы и росы полюбил у берёзки стан. (С. Есенин) 8) Листья, падая, шепчутся, прощаясь навек. (М. Пришвин)

• Объясните правописание созвучных слов; укажите, какими частями речи они являются.

• Проведите синтаксический разбор предложения 8. Чем оно осложнено?

III

1) Сначала думай, потом отвечай. (Пословица) 2) С начала осени установилась тёплая, ясная погода. 3) Кто в глубь души борцу заглянет? (П. Вяземский) 4) Никак не могут зарасти травой следы от вглубь ушедшего металла. (И. Кашежева) 5) Во время сильной грозы выключили электричество. 6) Слово, сказанное вовремя и кстати, сильнее письма и печати. (Пословица) 7) Сверкнула первая молния — наверху загрохотало и оборвалось сухим треском. (А. Куприн) 8) На верху старинных часов с неподвижным диском маятника стояла между деревянных завитушек вазочка со львиной мордой. (А. Толстой) 9) На встречу с писателем собрался весь посёлок. 10) Метель не утихала; ветер дул навстречу, как будто силясь остановить молодую преступницу. (А. Пушкин)

• Объясните правописание созвучных слов; укажите, какими частями речи они являются.

• Найдите предложения: а) с обособленным причастным оборотом, б) с необособленным причастным оборотом, в) с деепричастным оборотом. Выделите причастный и деепричастный обороты графически, определяемые слова возьмите в рамочку. Устно ответьте на вопрос: “В чём различие в обособлении на письме причастного и деепричастного оборотов?”

IV

Через несколько минут они подъехали к небольшой избушке, нагнутой набок и как будто забытой в степи откочевавшим селением. Небольшой сарай, занесённый снегом, печально примыкал к этому бедному жилищу с двумя маленькими окнами, из которых светился огонёк. Навстречу выбежал смотритель...

(По В. Соллогубу)

• Укажите синтаксическую роль наречий.

• Определите разряд наречий по значению. Сколько наречий в данном тексте?

• Укажите в тексте наречия, которые имеют созвучные слова среди самостоятельных частей речи. Докажите свой выбор: составьте с данными наречиями словосочетания или предложения. Как вы напишете эти созвучные слова? Укажите, какими частями речи они являются.

• Найдите в предложениях текста причастные обороты, укажите их синтаксическую роль, определяемые слова возьмите в рамочку. Устно расскажите об особенностях пунктуационного оформления причастного оборота в предложении 1 данного текста.

• Проведите синтаксический разбор предложения 2 текста; начертите его схему.

V

Сначала учение, потом чтение. Это — закон. Чтобы приобщиться к великолепному миру книг, человек должен сначала одолеть грамоту, должен научиться читать.

(По К. Паустовскому)

• Подчеркните наречия как члены предложения.

• Какое наречие из данного текста имеет созвучное слово среди самостоятельных частей речи? (Ключ: сначала.) Докажите, составив с ним словосочетание или предложение. Как вы напишете это слово? Какой частью речи это слово является?

VI

• Послушайте текст. Озаглавьте его.

Человек, рождаясь, движется из тёмной утробы в страну лучезарного света, и настоящий человек всю жизнь движется вперёд, продолжая своё путешествие! Вот почему чувство родины не есть только любовь к месту своего рождения, но содержит в себе устремление вдаль.

Но всякое и самое отдалённое путешествие кончается тем, что человек возвращается на свою родину (домой) и обогащает и расширяет её своими находками.

(М. Пришвин)

• Запишите текст под диктовку.

• Объясните правописание наречий.

• Проведите синтаксический разбор предложения 1. Начертите его схему.

• Какие наречия из данного текста имеют созвучные слова среди самостоятельных частей речи? (Ключ: почему, вдаль.) Докажите: составьте и запишите соответствующие предложения. Объясните правописание этих созвучных слов.

VII

1) Лиса вильнула к оврагу, скатилась вниз по склону и сразу же наверх, перескочила через замёрзший ручей, продралась сквозь густые колючие кусты, оставляя на них клочья рыжей шерсти, и стала забирать вправо. (В. Свинцов) 2) Каштанка поцарапала дверь, налегла на неё грудью и тотчас же почувствовала странный, подозрительный запах. (А. Чехов) 3) Я включил указатель поворота, притормозил и свернул направо. (А. и Б. Стругацкие) 4) Передо мною, между двух высоких тополей, стрелою уходила вдаль дорога. (И. Тургенев) 5) Напоследок, утомившись, соскочил с коня Родриг. (А. Пушкин) 6) Рассеянно черпая ложкой перепрелый суп, я почувствовал, что мать сбоку пристально смотрит на меня. (А. Гайдар) 7) В августе лето навстречу осени бежит вприпрыжку. (Пословица) 8) Оглянулся старый Бульба поглядеть, какой там новый атаман, и увидел, что впереди всех усманцев сидел на коне Остап, и шапка заломлена набекрень, и атаманская палица в руке. (Н. Гоголь)

• Подчеркните наречия, которые имеют созвучные слова среди самостоятельных частей речи. (Ключ: Имеют созвучные слова среди самостоятельных частей речи такие наречия: вниз, наверх, тотчас, вдаль, поневоле, сбоку.)

• Какой частью речи является слово навстречу в предложении 7? (Ключ: производный предлог, синоним непроизводного предлога “к”.)

• Среди каких самостоятельных частей речи производный предлог навстречу может иметь созвучное слово? Докажите, составив соответствующие предложения. (Ключ: Производный предлог “навстречу” может переходить в наречие и существительное с непроизводным предлогом “на”.)

VIII

1) Оттого и дороги мне люди, что живут со мною на земле. (С. Есенин) 2) С кем поведёшься, от того и наберёшься. (Пословица) 3) Не хули ближних, а не то услышишь такое, от чего огорчишься. (Хилон) 4) Лёгкий ветер чуть колыхал, а солнце пронизывало светом полупрозрачные алые лепестки, отчего маки то вспыхивали трепетно-ярким огнём, то наливались густым багрянцем. (Е. Носов) 5) Разумный знает, что за чем следует. (Восточная пословица) 6) Вот зачем он пришёл! 7) Солнце стояло ещё высоко на небе, и потому я решил подняться на гору, чтобы посмотреть окрестности. (В. Арсеньев) 8) По тому, ради чего человек живёт, можно судить и о его самооценке — низкой или высокой. (Д. Лихачёв) 9) За тем поворотом находится наш дом. 10) И мы затем цветы в гирлянды вьём, чтоб привязаться больше к чернозёму... (Дж. Ките)

• Подчеркните отымённые наречия, которые имеют созвучные слова среди самостоятельных частей речи.

Предупредительные диктанты

I

• Вспомните и проговорите правила правописания наречий, образованных от существительных.

• Запишите под диктовку.

1) Сплеча да сгоряча не добудешь калача. 2) Это присказка, а сказка будет впереди. 3) Что в порядке лежит, само под руку бежит. 4) Люди говорят наобум, а ты бери себе на ум. 5) Подчас и один стоит семерых. 6) Терпение исподволь своё возьмёт. 7) Кто носит шапку набекрень, тому о других думать лень. 8) Один день стоит трёх для того, кто делает всё вовремя. 9) Делано наспех — сделано на смех. 10) Вполплеча работа тяжела: оба подставишь — легче справишь. 11) Вразладицу дело не наладится. 12) Чужое добро впрок не идёт.

(Пословицы)

• Подчеркните одной чертой отымённые наречия.

• Подчеркните двумя чертами отымённые наречия, которые имеют созвучные слова среди других частей речи. Обоснуйте свой выбор: составьте и запишите соответствующие предложения; объясните правописание созвучных слов.

II

• Вспомните правила образования наречий от различных частей речи и правописание наречий, образованных от имён существительных.

• Запишите под диктовку.

1) Беден всяк вдали от родины милой. (П. Катенин) 2) Заглядывать в душу других людей — такое же пустое занятие, как выносить другим людям напоказ свои собственные душевные раны. (Д. Писарев) 3) Да, есть слова, что жгут, как пламя, что светят вдаль и вглубь — до дна. (А. Твардовский) 4) Как важно вовремя успеть сказать кому-то слово доброе. (А. Дементьев) 5) Сначала подумай, потом говори. (Пословица)

• Подчеркните отымённые наречия как члены предложения.

• Объясните правописание наречий, образованных от существительных (Ключ: вдали, напоказ, вдаль, вглубь, вовремя, сначала).

• Докажите, что выделенные вами наречия имеют созвучные слова среди других частей речи: составьте и запишите соответствующие предложения. Объясните правописание созвучных слов.

Распределительные диктанты

I

• Запишите наречия в два столбика: 1) наречия, которые пишутся слитно; 2) наречия, которые пишутся раздельно.

С разбегу, на память, вправо, напрокат, исподтишка, за полночь, наперегонки, впотьмах, без оглядки, на миг, в розницу, врукопашную, врасплох.

• Допишите в каждый столбик по три своих примера.

II

• Запишите словосочетания в два столбика в соответствии с написанием созвучных слов: 1) слитное написание; 2) раздельное написание.

Во время занятий, приехать вовремя; костюм впору, в пору молодости; посмотреть вдаль, в даль моря; в начале главы, вначале подумай.

• Допишите в каждый столбик по два своих примера.

Творческие диктанты

I

• Запишите наречия.

Понапрасну, без промаху, попусту, вкратце, на память, в упор, вскоре, без умолку, смолоду, в одиночку, в рассрочку, сослепу, наизусть, накануне.

• Запишите предложения в столбик.

1) Он стрелял.

2) Дед читал стихотворение.

3) Незнакомец посмотрел на меня.

4) Маша не любила гулять.

5) Витя тараторил.

6) Мы купили новую кухню.

• Дополните предложения подходящими по смыслу записанными наречиями, выбрав из них те, которые пишутся раздельно.

• С двумя наречиями из оставшихся составьте предложения.

II

• Запишите в столбик.

1) Глядеть недоверчиво, недружелюбно;

2) скрытно, втихомолку;

3) на близком расстоянии;

4) на мелкие части разбить;

5) в направлении перед собой;

6) неполным голосом петь;

7) наудачу, наобум;

8) в равном расстоянии от двух точек, предметов, в середине;

9) не во сне — в действительности;

10) в направлении, противоположном кому-нибудь, чему-нибудь, движущемуся для сближения с ним.

• Замените данные сочетания слов синонимами — отымёнными наречиями, выбрав подходящие из следующего ряда:

На авось, вдребезги, наяву, посередине, вполголоса, исподлобья, исподтишка, поодаль, врассыпную, вблизи, наперевес, вперёд, вдрызг, воочию, въявь, навстречу, напрямик, спросонок.

Образец: глядеть недоверчиво, недружелюбно — исподлобья.

• Подчеркните наречия, имеющие созвучные слова среди самостоятельных частей речи. (Ключ: навстречу, посередине, наперевес.) Составьте и запишите по два предложения с созвучными словами, объясните их правописание.






Для любых предложений по сайту: [email protected]