НЕ в наречиях на -О, -Е - Правописание наречий на -О, -Е - НАРЕЧИЕ - ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Диктанты по русскому языку 7 класс к учебнику М. М. Разумовской «Русский язык. 7 класс» - 2015 год

НЕ в наречиях на -О, -Е - Правописание наречий на -О, -Е - НАРЕЧИЕ - ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Словарные диктанты

I

Прочитал невыразительно; сделал неаккуратно; рассказал ничуть не интересно; начертить небрежно; говорить не искренне, а лукаво; летать невысоко; беседовать негромко; не громко, а тихо; идти не спеша; решить неправильно; прочитал вовсе не выразительно.

• Объясните правописание НЕ с наречиями.

• Почему наречие не спеша пишется с НЕ раздельно?

II

Сказал неправду; несправедливое наказание; небольшой, но глубокий ручей; не ясный, а пасмурный день; прыгнул вовсе не высоко; поступил некрасиво; не думая о грустном; не был невежей; некрашеный пол; не медленно, а быстро; не решённая мною задача; проговорил нечётко; не извлечь урока; не испытывая страха; говорит нелепо; писать неграмотно; несколько невысоких деревьев; нечего удивляться; не с кем встретиться.

• Обоснуйте выбор раздельного или слитного написания НЕ, вспомните правила правописания НЕ со словами разных частей речи.

Объяснительные диктанты

I

1) Сказал бы словечко — да волк недалечко. 2) Ничуть не громко речь ведёт мудрец. 3) Недолго думал, да хорошо молвил. 4) Немного слов, да много дела. (Пословицы) 5) Никогда не поздно замолчать, если знаешь, что лжёшь. (А. Дюма-сын) 6) Молчание не всегда доказывает присутствие ума. (П. Буаст) 7) От слова до дела не близко. (Пословица) 8) Красноречив тот, кто даже непроизвольно заражает своей верой или страстью ум и сердце ближнего. (Вовенарг) 9) Что неясно представляешь, то неясно и выскажешь. (Н. Чернышевский)

• Выделите орфограмму “Правописание НЕ в наречиях на -о, -е”. Объясните правописание НЕ с наречиями.

• Почему НЕ с наречиями из предложений 6 и 7 пишется раздельно?

• Какая тема объединяет данные высказывания? Как вы думаете, почему данной теме народ посвятил немало мудрых изречений?

• Как вы понимаете смысл высказывания П. Буаста: “Молчание не всегда доказывает присутствие ума”? Какую русскую пословицу, антонимичную данному высказыванию П. Буаста, вы знаете? В чём её глубокий смысл?

II

1) Мы ленивы и нелюбопытны. (А. Пушкин) 2) Что за знание у мудреца, если он не прощает незнающему. (Казахская пословица) 3) Надо так изучать книгу, чтобы она была необходимостью и радостью. (Л. Ошанин) 4) Умение читать хорошие книги вовсе не равносильно грамоте. (Д. Писарев) 5) Умная, вдохновенная книга нередко решает судьбу человека. (В. Сухомлинский) 6) Много говоришь — слова немного стоят. (Китайская пословица) 7) Говорить не думая — всё равно что стрелять не целясь. (Сервантес) 8) Исполнять обязанности дружбы несколько потрудней, чем восхищаться ею. (Лессинг)

• Обоснуйте выбор раздельного или слитного написания НЕ в записанных предложениях.

III

В небольшой комнате отца стояли стол, мольберт, турецкий диван. Сидя в уголке дивана, я любил наблюдать, как работает отец. Он то заглянет в толстую тетрадь, то не спеша развернёт какой-то свиток. Все нужные материалы на столе не умещаются, карты и планы приходится раскладывать на полу. Стоя на коленях, отец рассматривает в лупу подробности чертежей, делает зарисовки.

Во время работы над картинами отец рассказывает о далёком прошлом Руси. Он повествует необычайно образно, как будто сам переживал исторические события.

(По В. Васнецову)

• Обоснуйте выбор раздельного или слитного написания НЕ в предложениях текста.

• Выпишите все наречия из последнего предложения текста, проведите их морфологический разбор.

• Определите части речи в предпоследнем предложении. Какую омоформу имеет сочетание слов во время среди самостоятельных частей речи? Каково будет её правописание? Докажите: составьте и запишите соответствующее предложение.

• Укажите в предпоследнем предложении слово, образованное неморфологическим способом. (Ключ: прошлое.)

IV

• Послушайте текст. Какова его главная мысль?

Все годы, прожитые за границей, Шаляпин возил с собой на гастроли объёмистый кожаный портфель, никому его не доверял, почти не выпускал из рук.

В портфеле лежал небольшой ящичек. Никто не имел представления о его содержимом.

Зная крутой нрав Шаляпина, никто не осмеливался расспрашивать его о ящичке.

Это было таинственно и непостижимо.

После смерти артиста его вдова вскрыла наглухо заколоченный ящик. В нём оказалась горсть земли, взятой Шаляпиным перед отъездом за гранйцу. Горсть русской земли.

(По А. Лессу)

• Определите, какой выразительный приём использован автором в последнем предложении текста. Какова его роль? (Ключ: приём парцелляции помогает выделить важные слова, ярче передать главную мысль.)

• Запишите текст под диктовку, объясните правописание НЕ со словами, указывайте части речи.

• Проведите синтаксический разбор предложения 1. Чем оно осложнено?

• Найдите в тексте ещё одно предложение с обособленным причастным оборотом, выделите его графически, определяемое слово возьмите в рамочку.

• Найдите предложение, в котором причастный оборот не выделяется запятыми. Графически объясните причину необособления причастного оборота.

• Чем осложнено предложение 4? Расскажите о различии пунктуационного оформления на письме причастных и деепричастных оборотов.

Предупредительные диктанты

I

• Вспомните правило правописания НЕ с наречиями на -о, -е. Сравните его с правилом правописания НЕ с именами существительными и прилагательными.

• Запишите под диктовку.

1) Невзначай к обеду приходит счастливый. 2) Змея нередко яд берёт там, где пчела находит мёд. 3) Не много думано, да хорошо сказано. 4) Кто со злом живёт неразлучно, тот не проживёт век благополучно. 5) Лентяю жить не весело, а скучно. 6) Горшку с котлом неловко биться, недолго расшибиться. 7) Ничуть не интересно быть без песни. 8) Горе тому, кто непорядочно живёт в дому.

(Пословицы)

• Выделите орфограмму “Правописание НЕ в наречиях на -о, -е”.

• Объясните, как вы понимаете смысл пословицы “Змея нередко яд берёт там, где пчела находит мёд”.

II

• Вспомните правила правописания НЕ со словами разных частей речи.

• Запишите под диктовку.

1) Трудную и нероскошную жизнь ведут наши крестьяне в деревнях, но трудами их кормится вся Россия. (К. Ушинский) 2) Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества в самом себе. (В. Шекспир) 3) Эта встреча никем не воспета. (А. Ахматова) 4) Не исполняющий должности отца семейства не может быть ни законодателем, ни градоуправителем. (Пифагор) 5) Выбрать время — значит сберечь время, а что сделано несвоевременно, сделано понапрасну. (Ф. Бэкон) 6) Не зная истории культуры, невозможно стать культурным человеком. (М. Горький) 7) Неблагодарность — свойство низких душ. (С. Михалков)

• Обоснуйте выбор раздельного или слитного написания НЕ со словами в записанных предложениях.

• Проведите синтаксический разбор предложения 4. Чем оно осложнено?

• Выделите орфограммы в предложении 5.

• Подчеркните грамматическую основу в предложениях с тире между подлежащим и сказуемым. Укажите, чем выражены подлежащее и сказуемое.

III

• Вспомните правило правописания НЕ с наречиями на -о, -е.

• Запишите под диктовку.

Нередко предметом внимания живописцев становились персонажи и сюжеты русского фольклора. Сказки и былины неоднократно вдохновляли Васнецова, Репина, Билибина. Глядя на их картины, мы неизбежно вспоминаем сказки о сестрице Алёнушке, Василисе Премудрой, Бабе Яге, Иване-царевиче. Зрители невольно оказываются во власти магии и приключений.

(О. Ушакова)

• Обоснуйте выбор раздельного или слитного написания НЕ со словами в записанных предложениях.

• Вспомните условия, когда НЕ с наречиями на -о, -е пишется раздельно. Запишите несколько примеров раздельного написания НЕ с наречиями на -о, -е.

• Объясните значение слова вдохновляли.

Распределительный диктант

• Запишите словосочетания в две колонки: 1) НЕ с наречием пишется слитно; 2) НЕ с наречием пишется раздельно.

Прыгнул невысоко; неинтересно рассказывает; ничуть не выразительно; вовсе не громко; не далеко, а близко; смеётся некрасиво; далеко не интересно; поступил нехорошо; прочитал невыразительно; шёл не спеша.

• Допишите в каждую колонку по одному своему примеру.

Выборочные диктанты

I

• Прослушайте предложения. Укажите номер предложения, в котором НЕ с наречием пишется раздельно. Запишите это наречие.

1) Он вёл себя непринуждённо. 2) Я заметил, что мой друг смотрел сегодня как-то невесело. 3) Чертёж был выполнен неаккуратно. 4) Я чувствовал, что говорил он вовсе не искренне.

• Обоснуйте свой выбор. Проведите морфологический разбор записанного наречия.

II

• Прослушайте предложения. Укажите номер предложения, в котором НЕ со словом пишется слитно. Запишите это слово.

1) Никто не решался взять на себя такую ответственность. 2) Ему предстояло сделать далеко не лёгкий выбор. 3) Вовка, к удивлению всех, отвечал как-то неуверенно. 4) Не прекращающийся весь день дождь нагонял тоску.

• Обоснуйте свой выбор.

• Определите способ образования записанного слова. Укажите, какой частью речи оно является.

Творческие диктанты

I

• Запишите четыре предложения. Подумайте, что объединяет три из них и какое “четвёртое лишнее”?

А.

1) Он посмотрел не ласково, а сурово. 2) Солнце сегодня неласково. 3) Солнце светит ничуть не ласково. 4) Он посмотрел неласково.

• Подчеркните “четвёртое лишнее”, устно обоснуйте свой выбор. (Ключ: Солнце сегодня (каково?) — неласково. Неласково — краткое прилагательное.)

• Обоснуйте правописание НЕ со словами.

Б.

1) Прыгнул совсем не высоко. 2) Взлетел не высоко, а низко. 3) Ласточка летает невысоко. 4) Его мнение об этой игре невысоко.

• Подчеркните “четвёртое лишнее”, устно обоснуйте свой выбор. (Ключ: Его мнение об этой книге (каково?) невысоко. Невысоко — краткое прилагательное.)

• Обоснуйте правописание НЕ со словами.

II

• Запишите четыре ряда словосочетаний.

1) Нырнул неглубоко; озеро неглубоко; ответил необдуманно.

2) Лицо некрасиво; рассказал неинтересно; прочитал невыразительно.

3) Солнце сегодня неласково; взлетел невысоко; крикнул негромко.

4) Выступили неорганизованно; мероприятие не организовано; дети неорганизованные.

• Подчеркните в каждом ряду “лишнее слово” с НЕ. Обоснуйте свой выбор.

(Ключ: “Лишние” слова: 1) (озеро) неглубоко — это краткое прилагательное, остальные слова — наречия; 2) (лицо) некрасиво — краткое прилагательное; 3) (солнце сегодня) неласково — краткое прилагательное; 4) мероприятие не организовано — НЕ с кратким причастием пишется раздельно, остальные слова с НЕ (наречие и прилагательное) пишутся слитно.)






Для любых предложений по сайту: [email protected]