Частица как часть речи. Разряды частиц - Частица - СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ - ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Диктанты по русскому языку 7 класс к учебнику М. М. Разумовской «Русский язык. 7 класс» - 2015 год

Частица как часть речи. Разряды частиц - Частица - СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ - ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Объяснительные диктанты

I

1) Спасай друга даже из огня. 2) Не пасть же лицом в грязь. 3) Твоими бы устами да мёд пить. 4) Иные друзья пригодны лишь чай пить. 5) Залез в богатство, забыл и братство. 6) Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

(Афористичный фольклор)

• Найдите частицы, определите их разряд и роль в предложениях.

• Найдите слова, в которых происходит оглушение звонкого согласного. Почему происходит данное фонетическое явление?

II

1) Лжецу мы не верим даже тогда, когда он говорит правду. (Цицерон) 2) Умные речи приятно и слушать. (Пословица) 3) Кто говорит — не так уж важно. Что говорит — важней гораздо. (Пословица) 4) Свободное слово да будет свободно провозглашено. Закон осуждает лишь результаты злоупотребления свободой слова. (А. Мицкевич) 5) Не выдумывай лжи на брата твоего и не делай того же против друга. (Античный афоризм)

• Укажите частицы, определите их разряд и роль в предложении.

• Проведите морфологический разбор двух частиц.

III

Больше всего хранимого храни сердце своё, потому что из него источники жизни. Отвергни от себя лживость уст и лукавство языка удали от себя. Глаза твои пусть прямо смотрят... Обдумай стезю для ноги твоей и все пути твои да будут тверды.

(Из притчей Соломона)

• Обозначьте в тексте частицы, определите их разряд и роль в предложении.

• Возьмите в овал союзы, определите их разряд.

• Подчеркните в тексте предлоги. Какие они: производные или непроизводные? Приведите пример производного предлога, составьте и запишите с ним предложение.

IV

В нас живут труд, силы тех, кто жил до нас. Пусть же в свою очередь будущие поколения смогут жить благодаря нашему труду, благодаря силе наших рук и нашего ума. Лишь в этом случае мы достойно выполним своё назначение.

(Ж. Фабр)

• Подберите к тексту заголовок, который будет отражать главную мысль текста.

• Найдите частицы, возьмите их в овал; укажите разряд частиц.

• Начертите схему предложения 1.

V

1) Лишь он вошёл, она ему навстречу. 2) Ему бы лишь ничего не делать. 3) Вон холм лесистый. 4) Худую траву из сердца вон. (Пословица) 5) Трусливому зайке и пенёк волк. (Пословица) 6) Знание и ремесло человека красят. (Пословица) 7) Как рано вы завтра к нам приедете? 8) Как красив лес осенью! 9) Лежим в траве и смотрим, как сквозь ветки белеет облачко в выси небес. (М. Цветаева) 10) Нет счастья вне родины. Нет свободы. Каждый пускай корни в родную землю. (И. Тургенев) 11) Пускай толпа растопчет мой венец. (М. Лермонтов)

• Определите части речи созвучных слов, обоснуйте свою точку зрения.

(Ключ: в 1-м предложении “лишь” — союз (= как только); во 2-м предложении “лишь” — частица (= только); в 3-м предложении “вон” — указательная частица; в 4-м предложении “вон” — наречие; в 5-м предложении “и” — усилительная частица; в 6-м “и” — союз, связывающий однородные члены; в 7-м предложении “как” — наречие; в 8-м “как” — частица; в 9-м “как” — союз; в 10-м предложении “пускай” — глагол; в 11-м “пускай” — частица.)

• Определите стилистическую принадлежность частиц, встретившихся в предложениях данного задания.

Выборочные диктанты

I

1) Я вырос на грядке, характер мой гадкий: куда ни приду, всех до слёз доведу. (Лук) 2) Если б не было его, не сказал бы ничего. (Язык) 3) Что же это за девица — не швея, не мастерица, ничего сама не шьёт, а в иголках круглый год? (Ёлка) 4) С мерцанием звёздочек этих сравнится лишь белый узор, что плетут кружевницы. (Снежинка) 5) Там морковка, там капуста, там клубника пахнет вкусно. И козла туда, друзья, ну совсем пускать нельзя. (Огород) 6) Здесь, ребята, в самом деле, не найти осин и елей, нет берёз, не сыщешь дуб, а вот сосен много тут. (Бор) 7) Пусть будет стройной, всё равно корове не пойдёт оно. (Седло) 8) Оно, как и дурная весть, оно на Солнце даже есть. (Пятно) 9) Непоседлив как малыш, что за ним не уследишь, хоть гляди во все глаза. Ох уж этот... (егоза). 10) Дым из чайника валит. Неужели чай горит? (Пар) 11) Если поле плугом вспашем, что потом о нём мы скажем? Вряд ли грядкой назовём, растут не овощи на нём. (Пашня) 12) Расскажи-ка мне скорее, что растёт на конской шее? (Грива)

• Выпишите из текстов загадок частицы. Определите их разряд.

II

...Вот ведь как бывает в природе: уж и октябрь на исходе — глухая пора дождей, и совсем где-то рядом затаилась зима, — и вдруг на границе нескончаемых осенних дождей и зимней вьюги затерялся такой светлый, праздничный денёк! Будто лето, поспешно улетая, слу- ” чайно обронило одну из своих светлых страничек.

(Е. Носов)

• Выпишите из текста частицы. Сделайте их морфологический разбор.

Творческий диктант

• Угадайте частицу по лексическому значению и запишите её.

1) Эта частица указывает на происходящее или находящееся в некотором отдалении (вон); 2) частица, выражающая уточнение, в значении “как раз”, “действительно” (именно); 3) вопросительная частица, синонимичная частице “разве” (неужели); 4) ограничительная частица, синонимичная частице “только” (лишь); 5) частица, усиливающая значение слова, перед которым находится, синонимичная частице “даже” (и); 6) частица, выражающая восклицание, или негодование, или удивление (как); 7) частица, образующая форму условного наклонения глагола (бы).

• Подчеркните частицы, которые имеют омонимы среди других частей речи. (Ключ: вон, лишь, и, как.) Поясните своё утверждение, составив соответствующие предложения, в которых частицы перейдут в другие части речи. Какие?






Для любых предложений по сайту: [email protected]