Правописание частиц - Частица - СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ - ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Диктанты по русскому языку 7 класс к учебнику М. М. Разумовской «Русский язык. 7 класс» - 2015 год

Правописание частиц - Частица - СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ - ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Словарные диктанты

I

Прочитай же скорее; написал бы письмо; расскажи-ка стихотворение; почему-то ушёл; всё-таки решил; он приехал-таки; позвонила б сестре.

• Подчеркните частицы.

II

Не первый год; не был в Москве; не готов ответить; речка небольшая, но глубокая; несправедливое решение; не большой, а маленький пруд; некрашеный пол; не замечая прохожих; не прочитанное мною письмо; прочитал невыразительно; поступил далеко не красиво; невосклицательное предложение; предложение не осложнено.

• Обоснуйте выбор раздельного или слитного написания НЕ со словами.

III

Ни у кого ничего не просил; не мог не знать решения; ни слова не сказал; не умел ни читать, ни писать; во что бы то ни стало; откуда ни возьмись; никогда не хвастайся; не слышно ни звука, ни шороха; как ни в чём не бывало.

• Обоснуйте выбор раздельного или слитного написания НЕ и НИ со словами.

Объяснительные диктанты

I

1) Наконец-то зима показала свой настоящий русский характер. (Д. Зуев) 2) Умный знает и всё-таки спросит, а неумный не знает и не спросит. (Пословица) 3) Кто прячет прошлое ревниво, тот вряд ли с будущим в ладу. (А, Твардовский) 4) Если б знать, где упасть, соломки бы подостлал. (Пословица) 5) Неужели ж моё счастье пронесётся стороной? (М. Исаковский) 6) Принеси-ка, доченька, воды.

• Объясните правописание частиц.

• Проведите синтаксический разбор предложения 1.

II

1) Не дорого ценю я громкие слова, от коих не одна кружится голова. (А. Пушкин) 2) Грядущему нельзя не доверяться. (А. Фет) 3) Ни тучки нет на небосклоне. (А. Фет) 4) Но ни Анна Михайловна, ни лакей, ни кучер, которые не могли не видеть этих людей, не обратили на них внимания. (Л. Толстой) 5) И где бы ни переступал каких домов пороги, я никогда не забывал о доме у дороги. (А. Твардовский) 6) Сколько я ни следил за ней [птичкой], она ни разу не пошевелилась, не издала ни единого звука. (Е. Носов)

• Обоснуйте выбор частиц НЕ и НИ в записанных предложениях.

• Начертите схему предложения 4.

• Найдите: 1) слово, образованное с помощью перехода одной части речи в другую; 2) слово, образованное сложением основ.

III

1) Без правды люди не живут, а только маются. 2) Кто поздно встаёт, у того хлеба недостаёт. 3) Каждая неудача прибавляет ума. 4) Пусть не удача правит путь ваш, а разум светлый и уменье. 5) Невежда безводному арыку подобен. 6) Нечистая совесть спать не даёт. 7) Тому нечего бояться, кого не страшатся. 8) Не с кого спрашивать, когда сам виноват. 9) Нерешительный человек что незакалённый меч. 10) Те труды не забыты, что для вечности создавались. 11) Не замочив рук, не умоешься. 12) Водяной пузырь недолго стоит.

(Пословицы)

• Обоснуйте выбор раздельного или слитного написания НЕ в записанных предложениях.

• Почему в предложении 2 глагол “недостаёт” пишется слитно с НЕ? Придумайте и запишите предложение, в котором данный глагол будет писаться с НЕ раздельно.

IV

Что-то необыкновенно широкое, размашистое и богатырское тянулось по степи вместо дороги. То была серая полоса, хорошо выезженная и покрытая пылью, как все дороги, но шириною в несколько десятков сажен. Своим простором она возбудила в Егорушке недоумение и навела его на сказочные мысли. Кто по ней ездит? Кому нужен такой простор? Непонятно и странно. Можно в самом деле подумать, что на Руси ещё не перевелись громадные, широко шагающие люди вроде Ильи Муромца и Соловья Разбойника, что ещё не вымерли богатырские кони... И как бы эти фигуры были к лицу степи и дороге, если бы они существовали!

(По А. Чехову)

• Обоснуйте раздельное или слитное написание НЕ со словами.

• Отметьте частицы в последнем предложении. Какова их роль?

• Найдите производные предлоги, объясните их правописание. Докажите, что они имеют созвучные слова среди других частей речи. (Составьте и запишите соответствующие предложения. Объясните правописание созвучных слов.)

• Проведите синтаксический разбор предложения 1.

Предупредительные диктанты

I

• Вспомните и проговорите правила слитного и раздельного написания НЕ: а) с существительными; б) с прилагательными; в) с причастиями; г) с глаголами и деепричастиями.

Не явившийся на занятия ученик; далеко не верное решение; нигде не был; небрежный почерк; небольшая речонка; нескошенное сено; книга не прочитана; некогда верные друзья; крикнул негромко; не смущаясь гостей; не правда, а ложь; дверь не открыта; несправедливое решение; идти не спеша; небольшая, а глубокая речонка; долго недоумевал; не красное пальто; не готов ответить; прыгнул невысоко; не выше других.

• Обоснуйте выбор раздельного или слитного написания НЕ с записанными словами.

• Укажите морфологические признаки причастий.

II

• Вспомните, что такое частица. Какие разряды частиц вы знаете?

• Запишите под диктовку.

Эти песни были наполнены правдой. Казалось даже, что и пел-то он не песню, а — правду. Правду крутых характеров, правду жизненных ситуаций, правду боли и нежности, правду самого времени.

И получалось, что говорит и поёт он то, что жаждут (и не умеют!) сказать и спеть самые обыкновенные люди. От их имени.

Именно поэтому он был так понятен людям и так дорог им. Поэтому они и называли его другом, безоговорочно считали своим певцом.

Впрочем, нет, не певцом. Это другие были певцами. А он был — Высоцким. Был человеком, который и сегодня помогает нам жить.

(По Р. Рождественскому)

• Найдите в записанном тексте частицы, определите их разряд.

• Какие разряды частиц не иллюстрирует текст? Приведите примеры таких частиц.

Выборочный диктант

• Запишите из диктуемых загадок только частицы вместе с теми словами, к которым они относятся. Частицы обозначьте вверху буквой “ч”.

1) Кто, угадай-ка, седая хозяйка: тряхнёт перинки — над миром снежинки? (Зима) 2) Кину порошок, вырастет подожок, на подожке- то городок, а в городке-то шумок. (Маковка) 3) Что же это за девица — не швея, не мастерица, ничего сама не шьёт, а в иголках круглый год? (Елка) 4) Скажи-ка, что вверх дном зимой и я ношу, и папа мой? (Шапка) 5) Закукарекает чуть свет, ему откликнется сосед. Знаком ли ты с той птицей, какой с зари не спится? (Петух) 6) Дай нитку искуснице, тут же в пляс пустится. (Игла)

• Проведите морфологический разбор двух частиц.

Распределительные диктанты

I

• Записывайте только слова с НЕ в два столбика: 1) слова, которые пишутся с НЕ раздельно; 2) слова с приставкой НЕ.

1) Где не было начала, не будет и конца. 2) Долги сон разрывают, от них и вельможи недосыпают. 3) Охота пуще неволи. 4) Друг познаётся в несчастье. 5) Ленивому коню и дубина не страшна. 6) В руках у торопливого глупца и небольшой работе нет конца. 7) Не большому душа радуется, а доброму. 8) Кто малым доволен, тот у Бога не забыт. 9) Непойманная рыба всегда большой кажется. 10) Есть о чём тужить, коль не с кем рожь молотить. 11) Несколько лишних слов — и сердце в плену ненастья. 12) Никогда не поздно учиться. 13) Не испытав, не узнаешь. 14) За битого двух небитых дают.

(Пословицы)

II

Сколько на российских просторах раскидано больших и малых селений! И у каждого — при общей судьбе — своё лицо, своя история. Редко найдёшь в печатных источниках или в памяти народной год рождения той или иной деревеньки: корни их уходят во времена незапамятные. Иногда лишь летописная строка или старинная книжка донесёт до нас из глубины веков малую малость — имя основателя или событие, давно произошедшее в каком-нибудь селе. И, удивлённые, мы часами способны размышлять, пытаясь проникнуть в исчезнувшую жизнь и извлечь из неё что-то очень нужное нам сегодня. Что мы там ищем? Свою родословную? Истоки народного характера? Что бы ни искали, ясно одно: без памяти не прожить.

(По И. Васильеву)

• Выпишите из текста в три колонки слова: 1) частицы; 2) предлоги; 3) союзы.

• Проведите морфологический разбор одного предлога, одного союза и одной частицы.

Творческий диктант

Только; как раз; даже.

• К данным частицам подберите синонимичные частицы, запишите их, определите разряд по значению (Ключ: лишь, именно, и.)

• Составьте и запишите диалог на любую тему, используйте в диалоге данные и другие частицы разных разрядов. Устно охарактеризуйте роль частиц в составленном вами тексте.






Для любых предложений по сайту: [email protected]