Диктанты по русскому языку 7 класс к учебнику М. М. Разумовской «Русский язык. 7 класс» - 2015 год
Употребление частиц в речи - Частица - СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ - ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Объяснительные диктанты
I
1) Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая пересилила бы русскую силу! (Н. Гоголь) 2) Вот приходит осень с цепью клёнов голых. (С. Есенин) 3) Пусть всегда будет солнце! (Из песни) 4) Хороший кузнец и лягушку подкуёт. (Пословица) 5) Купцы первые любили его именно за то, что не горд. (Н. Гоголь) 6) Неужели мы должны любить свою землю только за то, что она богата? (К. Паустовский) 7) Знаете ли вы украинскую ночь? (Н. Гоголь) 8) Пушкин владычествовал единственно силою своего таланта. (В. Белинский)
• Найдите и обозначьте частицы. Объясните, какова их роль в предложении.
• Определите стилистическую принадлежность частиц в каждом предложении.
(Ключ: разговорный — предложения 2, 4; публицистический — 1, 3, 6, 7; научный — 8; деловой —5.)
II
1) Да ведают потомки православных земли родной минувшую судьбу! (Б. Шальнее) 2) Гремят раскаты молодые, вот дождик брызнул, пыль летит... (Ф. Тютчев) 3) Взрослые люди утверждают, что трудно объяснить, за что именно любишь человека. (А. Алексин) 4) А ведь как на планете бы сделалось людям светло, если б всех матерей своих слушаться стало потомство. (С. Островой) 5) Пусть порой мне шепчет синий вечер, что была ты песня и мечта... (С. Есенин)
• Найдите частицы, укажите их разряд.
• Определите стилистическую принадлежность частиц.
• Проведите синтаксический разбор предложения 2.
III
Доброе-то в человеке заглушить легче, чем дурное. Дурное так и лезет в глаза всем. А хорошее надо ещё увидеть, разглядеть да всё время ухаживать за ним, чтобы не увяло, не засохло, не пропало в человеке. Пропалывать надо, очищать от сорняков.... Вот взять гриб мухомор. Он завсегда на виду... Высокий, нарядный, с белыми крапинками на красной голове. Красивый-прекрасивый, прямо как цветок! Красивый, а есть нельзя. Сразу отравишься. А настоящий-то гриб надо ещё поискать, он в глаза людям не лезет. Зачем ему красоваться, коль он и так хорош?
Такое и промеж людей бывает...
...Когда отыщется хорошее, пускай даже не в тебе самом, а в другом человеке, и на твоей душе всё одно праздник.
(По М. Алексееву)
• Обозначьте в тексте частицы, укажите их разряд по значению.
• Творческая работа. Сделайте вывод о роли частиц в тексте М. Алексеева (составьте небольшое сочинение-рассуждение на данную тему).
Распределительный диктант
• Запишите частицы в три колонки в соответствии со стилевой принадлежностью: 1) разговорный, 2) публицистический, 3) деловой.
Всё-таки, уж, ли, ну и, именно, разве, вряд ли, лишь, и, пусть, а, исключительно, вот, вон, мол, неужели, да, как раз, вот и, что за, авось.
• Для какого стиля речи характерно употребление частиц?
• Составьте и запишите диалог, употребите в нём частицы.
Контрольные диктанты
I
Когда мы думаем о Родине, взволнованный строй наших мыслей встаёт перед нами. Никто не перечислит их даже с приблизительной полнотой. Пришлось бы вспомнить всю историю страны и наши собственные усилия, создавшие её нынешнее могущество. Однако не одни лишь курганы поля Куликовского или индустриальные накопления пятилеток возникают в памяти при упоминании о родине. В воображении предстают и спелые нивы в синих перелесках, и заветная рощица детства, где безгонорарно концертирует какая-то милая пичуга. Предстают в воображении и островерхие хоромы дремучих лесов, в тишине которых созревают благодетельные дожди, поильцы урожаев.
(По Л. Леонову)
Задания:
1. Найдите в тексте все частицы, обозначьте их вверху буквой “ч”.
2. Одну из частиц выпишите и проведите её морфологический разбор.
3. Проведите синтаксический разбор предложения “В воображении предстают и спелые нивы в синих перелесках...”. Начертите схему предложения.
4. Найдите в тексте простое предложение с причастным оборотом. Причастный оборот подчеркните, определяемое слово возьмите в рамочку.
II
Малая родина...
Своя у каждого, она соседствует, соприкасается с другими, образуя с родственными по духу, интересам, истории особую общность, гордо именуемую Отечеством. И если появляются у Отечества враги, то борьбу с ними близкие люди ведут в единении, сообща, отстаивая каждый дом, каждую пядь родной земли. Как не вспомнить тогда обращение Петра Первого к солдатам перед судьбоносной Полтавской битвой. Обращение это увековечено и на литой чугунной доске, что прикреплена к стене Сампсониевского собора:
“Воины!
Пришёл час, который должен решить судьбу Отечества. Вы не должны помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру вручённое, за свой род, за Отечество, за православную веру и церковь.
Не должна вас смущать слава непобедимости неприятеля, которой ложь вы доказали не раз своими победами...”
Пусть же и наша нынешняя Отчизна будет стойкой перед трудностями, коварным умыслом, злыми интригами. Пусть возвысятся над ними соотечественники и возвышением своим укрепят и возвеличат Отчизну свою. Пусть поможет нам в этом священном труде память о великих деяниях предков.
(По Э. Шевелёву)
Задания:
1. Обозначьте в тексте все частицы, определите их разряд по значению.
2. Дайте письменный развёрнутый ответ на вопрос: “Какова роль частиц в тексте Э. Шевелёва?”
3. Найдите в тексте два деепричастных оборота, укажите их синтаксическую роль. Определяемые слова возьмите в рамочку.
4. Выпишите из первого абзаца причастия. Выделите в них причастные орфограммы, графически объясните правописание.
III
Может ли письменный язык быть совершенно подобным разговорному? Нет, так же, как разговорный язык никогда не может быть совершенно подобным письменному.
Не одни местоимения “сей” и “оный”, но и причастия вообще и множество слов необходимых обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту. Мы говорим: карета, которая скачет. Мы заменяем выразительную краткость причастия вялым оборотом. Из того ещё не следует, что в русском языке причастие должно быть уничтожено. Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя.
Письменный язык оживляется поминутно выражениями, рождающимися в разговоре. Но письменный язык не должен отрекаться от приобретённого им в течение веков. Писать единственно языком разговорным — значит не знать языка.
(По А. Пушкину)
Примечание: сказать о постановке двоеточий в предложениях второго абзаца.
Задания:
1. Сформулируйте и запишите тему текста. (Ключ: Отличительные особенности устного и письменного языка.)
2. Сформулируйте и запишите основную мысль текста и найдите и подчеркните в тексте примеры, которые будут подтверждать вашу мысль.
3. Выпишите из третьего абзаца производный предлог, союз, частицу. Проведите их морфологический разбор.
4. Проведите синтаксический разбор предложения “Писать единственно языком разговорным — значит не знать языка”.