РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ЗАМЕТКА В ГАЗЕТУ

Уроки русского языка в 7 классе - поурочные планы

РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ЗАМЕТКА В ГАЗЕТУ

Цели:

1. Закрепление умения определять и характеризовать текст публицистического стиля.

2. Закрепление умения создавать текст публицистического стиля.

3. Формирование умения характеризовать заметку в газету как жанр публицистики.

Оборудование, наглядность: карточка-подсказка № 10, вырезки из газет, раздаточный тестовый материал.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

1. Упр. 444 - лингвистический рассказ (по карточке-подсказке) о публицистическом стиле.

2. Чтение текстов о Красной площади (по упр. 443).

Всем задание: отметить характерные черты публицистического стиля (за это возможна, при успешном выполнении задания, отметка).

3. Анализ текста упр. 445. Желательно не по пунктам, а общим текстом, рассказом. Затруднения могут возникнуть при выполнении задания в).

В тексте 4 микротемы: 1) стремление жить в городе; 2) участки живой земли; 3) жизнь дерева в городе; 4) призыв к сохранению природы в городе. Но абзацев 3. Тип речи - рассуждение. Есть тезис: «Люди в городе все же оставляют участки живой земли», аргументы и примеры, заканчивается текст выводом (последнее предложение). Параллельный способ связи. Среди средств выразительности нужно отметить ряды вопросительных предложений; ряды однородных членов, в том числе и с обобщающими словами, обращение, глагол в повелительном наклонении «давайте».


II. Актуализация и диагностика знаний.

1. Тестовое упражнение. Можно сказать, что подобное задание - в части В ЕГЭ.

(1) Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. (2) И все, что мы делаем доброго, прибавляет силу ему. (3) Но всякое дерево имеет корни, которые питают его, связывают с землей. (4) Корни - это наша история, дела дедов и пращуров, славные имена полководцев, поэтов и ученых. (5) Человеку надо знать свои корни, и тогда все, что он делает, будет овеяно мастерством его предшественников, красотой, наполненной в веках. (6) Давайте же будем помнить об 'этих корнях.

(В. Песков)

1) Определите тему текста:

а) о корнях дерева;

б) об истории России;

в) о связи прошлого и будущего.

2) Основная мысль текста заключена:

а) в первом предложении,

б) во втором предложении;

в) в четвертом предложении;

г) в пятом предложении.

3) Способ связи предложений:

а) параллельный;

б) последовательный.

4) Стиль текста:

а) художественный;

б) публицистический;

в) научно-популярный;

г) деловой.

5) Тин речи:

а) повествование;

6) описание места;

в) описание состояния;

г) рассуждение.

6) Языковые средства выразительности:

а) эпитеты;

б) инверсия;

в) ряды вопросительных предложений;

г) ряды однородных членов.


2. Понятие о заметке в газету как о жанре.

Анализ 2-3 заметок из вырезанных и принесенных с собой. Вопрос: соответствуют ли ваши заметки характеристике, данной на с. 211?

3. Анализ упр. 447. Групповая работа (4-5 групп) по заданиям 1 и 2. Устный рассказ строго по времени - 3 мин, это должно помочь сконцентрировать ответ, избавиться от лишних слов. Комментарии учителя после всех ответов.


III. Домашнее задание: упр. 448: предложить темы и основную мысль (сформулировать), подобрать материал в виде словосочетаний, отдельных предложений.






Для любых предложений по сайту: [email protected]