УПОТРЕБЛЕНИЕ ДЕФИСА

Уроки русского языка в 7 классе - поурочные планы

УПОТРЕБЛЕНИЕ ДЕФИСА

Цели:

1. Обобщение знаний по правилу.

2. Закрепление навыка написания слов слитно и через дефис.

Ход урока

I. Разминка «Кто быстро и правильно».

Каждому ряду дается лист с 10 одинаковыми словосочетаниями с «не».

Задание: каждый раскрывает скобки в 1-2 (если меньше учащихся) словах, можно исправить, если видишь ошибку. Побеждает ряд, без ошибок и быстро сделавший задание.

(Не) говоря, (не) умевший лгать, (не) приближался, (не) веселый, вовсе (не) глуп, (не) чего, (не) знайка, (не) замеченный (пи) кем, (не) домолвка.


II. Исследование теоретического материала в виде конспекта.

1. Чтение таблицы упр. 134 по частям, во 2-ю колонку - запись примеров.

1) из-под, по-над, из-за, по-за;

2) а) юго-запад;

б) диван-кровать;

в) пол-арбуза. пол-Москвы, пол-лимона;

3) а) серо-голубой, изжелта- красный;

б) русско-английский;

в) северо-восточный;

г) восточно-сибирский;

4) кое-что, что-то;


2. Упр. 135 - выписать слова, по цепочке объясняя написание.


III. Проверка домашнего задания.

Упр. 136: чтение, объяснение написания, пунктуации в 3-М предложении.


IV. Диагностика усвоения.

1. Выборочный диктант: слитно - через дефис.

Учащиеся пишут только «с» - слитно, «д» - через дефис. Само слово не записывается. Если при проверке выясняется, что в определении написания слова допущена ошибка, то этот ученик его записывает правильно.

1) бело-голубой

2) ближневосточный

3) бортпроводник

4) аграрно-промышленный

5) взаимовыгодный

6) жаропонижающий

7) горе богатырь

8) изжелта-зелёный

9) зимне-весенний

10) изба-читальня

11) кисло-сладкий

12) матч-реванш

13) нефтегазопровод

14) правобережный

15) ярко-зеленый

16) светотень

17) кое-что

18) с кем-нибудь

19) пятимиллионный

20) стотысячный


2. Выборочный диктант. Из предложений выпишите слова с дефисом.

1) Это была старая, давно заброшенная усадьба.

2) Забор из беловато-серых камней местами обвалился.

3) В ворота был виден старинный дом с железной крышей, тоже старой, рыжевато-бурой.

4) Среди стволов-колонн затаилась ничем не нарушаемая тишина.

5) До горизонта на северо-востоке сплошь расстилаются леса, черные вблизи и темно-синие вдали, чем-то напоминающие пятна.

6) На вышке, около домика конторы, приспособили для обогрева железный бочонок из-под сожженного в пути горючего.

7) Мы ожидали в надежде, что какой-нибудь шорох выдаст присутствие тигра.

8) Эта тишина была какой-то особенной, таинственно- страшной.

9) В четырех-пяти метрах я увидел медведя.

10) Казалось, что снаружи кто-то яростно бросал в стекла окон горсти сухого мелкого снега.

Проверка.


V. Домашнее задание: составить перфокарту на выбор: не с разными частями речи или слитное - дефисное написание слов.






Для любых предложений по сайту: [email protected]