Уроки русского языка в 7 классе - поурочные планы
ГРАММАТИКА: МОРФОЛОГИЯ И СИНТАКСИС
Цели:
1. Закрепление навыка различения частей речи и членов предложения.
2. Закрепление навыка морфологического и синтаксического разбора.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка.
Задание: объяснить значение данных лингвистических терминов (записаны на доске), к какому разделу лингвистики они относятся, приведите примеры.
• омонимы
• синонимы
• антонимы
• метафоры
• олицетворение
• фразеологизмы
• устаревшие слова. (Лексика)
II. Углубление и актуализация знаний.
1. К схеме упр. 160 (о грамматике) добавьте термины, относящиеся к морфологии и синтаксису (в качестве подсказки можно использовать вторые части упр. 159, 129, 99, 66).
2. Устно анализ таблицы упр. 161 (четко знать самостоятельные и служебные части речи).
3. Рассуждение на лингвистическую тему (упр. 162). Кто прав? В науке часто не бывает единого мнения: в качестве аргументов за то, что причастия и деепричастия - не самостоятельные части речи, можно использовать планы морфологического разбора (у этих форм нет ни одного признака, которого бы не было у одной из самостоятельных частей речи; поэтому и в названиях корень - «часть»).
III. Диагностика усвоения.
Упр. 164 (задания 1 и 2) + подчеркнуть деепричастия и причастия как члены предложения, выделить основы.
IV. Домашнее задание: упр. 163 карандашом, ЗСП-6, 7 и слова из упр. 159 - уметь писать; упр. 165 (или текст, или отдельные предложения).