РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОЕ РАССУЖДЕНИЕ

Уроки русского языка в 7 классе - поурочные планы

РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОЕ РАССУЖДЕНИЕ

Цели:

1. Формирование умения находить в текстах публицистического стиля рассуждение.

2. Формирование умения использовать в рассуждениях средства публицистической выразительности.

Оборудование, наглядность: распечатка тестового задания.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка.

Задание: найди лишнее:

а) разговорный, публицистический, научный, деловой (не книжный);

б) обращения, эмоционально окрашенные слова, эпитеты, научные термины (остальные не используются в научном стиле):

в) заметка в газету, телепередача, объявление, интервью (жанр делового стиля);

г) параллельный, последовательный, симметричный (нет такого способа связи);

д) развязка, тема, кульминация, развитие действия (не относится к композиции).


II. Тестовое задание.

Задание и текст распечатаны на каждого ученика.

(1) Кем бы вы ни стали, мои юные друзья. куда бы вас ни позвали пути-дороги, пусть всегда с вами будут любимые книги!

(2) Огромный, прекрасный мир жизни открывается в миллионах книг. (3) Авторы детских книг - самые большие ваши друзья.

(4) Хотелось бы, ребята, чтобы вы крепко дружили с произведениями наших классиков: Пушкина и Лермонтова, Гоголя и Некрасова, Льва Толстого, Горького. (5) Прочитав книги этих писателей, вы почувствуете себя сильнее, сумеете глубже оценить свои поступки и поступки окружающих, ощутите всю прелесть прекрасного русского языка.

(С. Михалков)


Отметьте правильный ответ.

1. Основная мысль этого текста заключена в предложении:

а) в первом;

б) во втором;

в) в третьем;

г) в пятом.

2. Какая тема не затрагивается в этом тексте?

а) необходимость чтения;

б) прелесть чтения;

в) пожелание дружить с книгами;

г) жанры детских книг.

3. Стиль речи данного текста:

а) описание состояния;

б) повествование;

в) описание среды;

г) рассуждение.

4. Способ связи предложений:

а) параллельный;

б) последовательный.

5. Средство связи 4-го и 5-го предложений:

а) лексический повтор;

б) синонимы;

в) антонимы;

г) личное местоимение.

6. Средства выразительности, использованные в данном тексте:

а) ряды однородных членов;

б) инверсия;

в) побудительные, восклицательные предложения;

г) вопросительные предложения.

7. Эпитетом в 5-м предложении является слово:

а) сильнее;

б) окружающие;

в) прелесть;

г) прекрасного;

д) русского.

8. Занятыми выделяется обращение в предложениях:

а) в первом;

б) во втором;

в) в четвертом;

г) в пятом.

Проверка: у нескольких человек на отметку (можно у желающих), остальные - с комментированием.


III. Изучение нового материала.

1. Проблемный вопрос. К данному тексту есть еще один вопрос: какой тип рассуждения использован в этом тексте?

а) доказательство;

б) объяснение;

в) рассуждение.

Чтобы дать ответ на этот вопрос, надо прочитать информацию на с. 213.

2. Составление устного лингвистического рассказа по схеме упр. 452. Привести примеры к каждой разновидности рассуждения.

3. Устно упр. 453 по заданию: выразительно прочитайте, какие типовые фрагменты есть в этом тексте (рассуждение и повествование), какой тип рассуждения (размышление). Письменно ответьте, почему вы решили, что перед нами рассуждение-размышление. Теоретический материал на с. 214, обязательно примеры из текста.


IV. Закрепление изученного.

Каким стилем (научным) и типом речи (рассуждение-доказательство) вы сейчас пользовались? Какие еще типы речи и их разновидности бывают?


V. Домашнее задание: упр. 454 задание 2 письменно с примерами.






Для любых предложений по сайту: [email protected]