Уроки русского языка в 7 классе - поурочные планы
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. СТИЛИ РЕЧИ. ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВ
I. «Орфографическая дуэль».
Сегодня мы «сражаемся» со словами из ЗСП-1 и упр. 21. Я верю, что вы целыми и невредимыми останетесь после «дуэли». Диктовка. Самопроверка, самооценка. Записать слова, в которых ошиблись.
II. Фонетическая разминка.
1. На доске (2-3 человека) фонетический разбор слов из упр. 11. Транскрипцию слова «елочка» можно посмотреть в упр. 22, слово «окрестность» по аналогии со словом «местность» из упр. 10, окончание слова «учиться» - там же по слову «смеются», в слове «трясина» буква «я» дает звук [и’].
2. Одновременно характеристика звуков, записанных на доске: [щ’] - согласный, всегда мягкий, глухой, шипящий; [й] - согласный, всегда мягкий, звонкий; [б’] - согласный, парный звонкий, парный мягкий; [м] - согласный, всегда звонкий, парный твердый, сонорный.
3. Упр. 18: выразительное чтение, определение основной мысли, анализ особенностей произношения выделенных слов, задание 2 письменно.
III. Актуализация знаний.
1. Послушайте стихотворение К. Бальмонта; скажите, в чем его особенность:
Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас воли.
Близко буря. В берег бьется
Чуждый чарам черный челн.
Чуждый чистым чарам счастья,
Челн томленья, челн тревог
Бросил берег, бьется с бурей,
Ищет светлых снов чертог.
Мчится взморьем, мчится морем,
Отдаваясь воле волн.
Месяц матовый взирает,
Месяц горькой грусти полн.
Мы не столько вдумывались в смысл слов, сколько вслушивались в звуки, многократно повторяющиеся. Перечислите, какие запомнили: [в’| и [в], [6J и [б’], [ч], [м] и [м’].
2. Об этом явлении рассказано на с. 13 в информации «Возьмите на заметку». Выразительно прочитать; затем устно упр. 26, 27, 28. В упр. 28 задание 3 письменно (уж[ш], дыш|ш]ало, ос[с’]енью, с[с]олныш[ш]ко, блис[с] гало, короч[ч]е, с[с]тановилс[с’]я и т. д.)
IV. Домашнее задание: упр. 16, 24, 25.