СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

Уроки русского языка в 7 классе - поурочные планы

СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

Цели:

1. Повторение и углубление знаний о словообразовании.

2. Закрепление умения определять способ словообразования.

3. Закрепление умения написания сложных слов.

4. Закрепление умения определять средства выразительности в стихотворении.

Оборудование, наглядность: карточки-подсказки.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка.

Задание: Найди лишнее:

1) [ч’], [ш’], [м’], [щ'] (имеет парный твердый звук);

2) [э], [й], [о], [у] (coгласный);

3) [з], [н], [с], [г] (глухой);

4) я, ю, к, б, ъ (не имеет звука).


II. Проверка домашнего задания.

1. Упр. 24 (2) - устно: задание, похожее на задание разминки тем, что надо определить звук, охарактеризовать его (устно). Чтение, характеристика. Обязательно спросить, кто испытывает затруднения, так как подобное задание - в контрольной работе.

2. В тексте упр. 25 (отрывок из стихотворения Ф. Тютчева) найдите средство выразительности, придающее динамичность описанию: сравнительный оборот «как бы резвяся и играя», в предложении это обстоятельство.


III. Исследование языкового материала.

Задание 1: найдите слова в переносном значении (определите, какое это средство выразительности) в отрывках из стихотворений С. Есенина в упр. 35: 1) метафора, 2) олицетворение, 3) эпитет, 4) олицетворение («морозом подожженная»).

Задание 2:

1) прилагательное «волноватый» образовано, как многие прилагательные, но модели: прилагательное например, красноватый, беловатый и т. д.

2) «зеленистый»: например, .

3) «голосатые»: например, и т. д.

4) существительное «листолёт» образовано путем сложения по схеме , например, самолет, вертолет и т. д.



IV. Углубление знаний.

1. Беседа.

Выполняя 2-е задание, знания из какого раздела лингвистики мы применили? Словообразование. Вспомните и перечислите способы словообразования. Проверьте свои знания по схеме упр. 30. Приведите примеры к каждой модели.

2. Устно упр. 31, 33, 34 (по цепочке).

3. Упр. 36 письменно (5-6 слов), упр. 38 (5-6 слов) самостоятельно.

4. Упр. 40 устно (по цепочке), записать 3 словосочетания с существительными разных родов.


V. Домашнее задание: упр. 32, 41 письменно, упр. 39 (приготовиться писать под диктовку).






Для любых предложений по сайту: [email protected]