НАПИСАНИЕ НЕ С НАРЕЧИЯМИ

Уроки русского языка в 7 классе - поурочные планы

НАПИСАНИЕ НЕ С НАРЕЧИЯМИ

Цели:

1. Закрепление умения писать наречия слитно, раздельно;

2. Закрепление умения различать наречия и омонимичные словоформы;

3. Формирование умения самостоятельно формулировать правило.

Ход урока

I. Орфографическая разминка.

Задание: устно раскройте скобки (по цепочке).

Увидеть вдали огонек, виднелся в дали моря, в начале не умел плавать, в начале лета, вовремя предупредиг, во время дождя, двигаться навстречу ветру, на встречу с другом, преобразиться вмиг, в миг опасности, с начала весны, сначала выучи.


II. Орфографический контроль.

Можно пользоваться таблицей в тетради:

смотреть исподлобья, нестись вскачь, выучить наизусть, схватить в охапку, отправиться восвояси, быть начеку, яйцо вкрутую, действовать вслепую, выстрелить в упор, работать без устали, пригласить на радостях, сложить вдвое, говорить вразнобой, спускаться вниз, бежать в одиночку, покинуть город навеки, увидеться наутро, поистине справедливо, бросить вскользь.

Проверка. Спросить, какие слова не могут объяснить. Показать по таблице еще раз. Какие слова из домашнего задания упр. 225 - не смогли объяснить.


III. Проверка домашнего задания.

Упр. 223, 224 - чтение, объяснение.


IV. Изучение нового материала.

1. Посмотрите на название темы урока и сравните с названием параграфа на с. 98. Какое уточнение? Но как писать с «не» другие наречия? Конечно, раздельно, эго скрытое противопоставление: не вдруг, не завтра, не по-товарищески.

2. В тексте истории о Совести найдите наречие, иллюстрирующее правило: невольно.

3. Сейчас мы с вами сами сформулируем правило: я начну, вы заканчиваете: НЕ с наречиями на о-е пишется так же... (как с существительными и прилагательными). Как именно - на с 98 напомнит таблица.

Небольшое отступление в учебниках В. Ф. Грекова, С. Е Крючкова, Д. Э. Розенталя, пособиях М. П. Книгиной и Г. А. Богдановой указывается, что наречие совсем усиливает качество, а не отрицание (как и наречия очень, весьма, крайне, чрезвычайно и др.) и поэтом) частиц) не оно не перетягивает; в учебниках М. Г. Баранова и М. М. Разумовской в примерах к этому правилу в конструкции «совсем не» не является частицей.

4. Упр. 229 - карандашом, потом проверка.


V. Закрепление изученного.

Групповая работа: составить орфографическую диктовку по теме «НЕ с разными частями речи» с опорой на таблицу упражнения 230 (не менее 30 слов). Они потребуются на следующем уроке.


VI. Домашнее задание: упр. 231, графически объяснить написание НЕ.






Для любых предложений по сайту: [email protected]