Уроки русского языка в 7 классе - поурочные планы
НАПИСАНИЕ НЕ С НАРЕЧИЯМИ
Цели:
1. Закрепление умения писать наречия слитно, раздельно;
2. Закрепление умения различать наречия и омонимичные словоформы;
3. Формирование умения самостоятельно формулировать правило.
Ход урока
I. Орфографическая разминка.
Задание: устно раскройте скобки (по цепочке).
Увидеть вдали огонек, виднелся в дали моря, в начале не умел плавать, в начале лета, вовремя предупредиг, во время дождя, двигаться навстречу ветру, на встречу с другом, преобразиться вмиг, в миг опасности, с начала весны, сначала выучи.
II. Орфографический контроль.
Можно пользоваться таблицей в тетради:
смотреть исподлобья, нестись вскачь, выучить наизусть, схватить в охапку, отправиться восвояси, быть начеку, яйцо вкрутую, действовать вслепую, выстрелить в упор, работать без устали, пригласить на радостях, сложить вдвое, говорить вразнобой, спускаться вниз, бежать в одиночку, покинуть город навеки, увидеться наутро, поистине справедливо, бросить вскользь.
Проверка. Спросить, какие слова не могут объяснить. Показать по таблице еще раз. Какие слова из домашнего задания упр. 225 - не смогли объяснить.
III. Проверка домашнего задания.
Упр. 223, 224 - чтение, объяснение.
IV. Изучение нового материала.
1. Посмотрите на название темы урока и сравните с названием параграфа на с. 98. Какое уточнение? Но как писать с «не» другие наречия? Конечно, раздельно, эго скрытое противопоставление: не вдруг, не завтра, не по-товарищески.
2. В тексте истории о Совести найдите наречие, иллюстрирующее правило: невольно.
3. Сейчас мы с вами сами сформулируем правило: я начну, вы заканчиваете: НЕ с наречиями на о-е пишется так же... (как с существительными и прилагательными). Как именно - на с 98 напомнит таблица.
Небольшое отступление в учебниках В. Ф. Грекова, С. Е Крючкова, Д. Э. Розенталя, пособиях М. П. Книгиной и Г. А. Богдановой указывается, что наречие совсем усиливает качество, а не отрицание (как и наречия очень, весьма, крайне, чрезвычайно и др.) и поэтом) частиц) не оно не перетягивает; в учебниках М. Г. Баранова и М. М. Разумовской в примерах к этому правилу в конструкции «совсем не» не является частицей.
4. Упр. 229 - карандашом, потом проверка.
V. Закрепление изученного.
Групповая работа: составить орфографическую диктовку по теме «НЕ с разными частями речи» с опорой на таблицу упражнения 230 (не менее 30 слов). Они потребуются на следующем уроке.
VI. Домашнее задание: упр. 231, графически объяснить написание НЕ.