РАЗРЯДЫ ПРЕДЛОГОВ

Уроки русского языка в 7 классе - поурочные планы

РАЗРЯДЫ ПРЕДЛОГОВ

Цели:

1. Закрепление умения находить предлоги в тексте, характеризовать их.

2. Орфографический контроль.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

1. Прочитать словосочетания с предлогами из упр. 289.

2. Употребить в различных падежах с предлогами, записав в тетради, те словосочетания, где это возможно, продиктовать соседу. Проверка.

3. Опрос: что вы можете сказать о предлоге как части речи?


II. Актуализация знаний.

1. Запись текста, определение частей речи, характеристика предлогов; выделение приставок. Первое предложение - совместная работа, далее самостоятельно.

Пробуждение

(Сказать, что в этом предложении есть производный предлог, предложить найти самим, посмотрев на теоретический материал в учебнике).

И те, кто были им вызваны. пробужденные, вдруг подали свои чистые, никем не пуганные голоса.

(Пo М. Алексееву)

Оценить двумя отметками: за грамотность и за выполнение грамматического задания.


2. Информация «Это интересно».

Задание: выслушав рассказ, перескажите интересные факты о предлоге (микротемы).

Предлог как название части речи встречается уже в словаре Измаила Срезневского, русского филолога-слависта, который начал издаваться с 1983 года.

По происхождению (т. е. этимология слова) это калька с греческого языка. Что такое калька? Запомните: «калька» — это образование нового слова или нового значения слова путем буквального перевода соответствующей иноязычной языковой единицы (от французского слова - «копия»).

В переводе с греческого языка предлог обозначает «перед словом». Предлогов не так много: около 200 слов. Но по частоте употребления предлог занимает 4-е место после имени существительного, глагола, местоимения.

9 предлогов (в, на, с, к, по, за, у, из, о) входят в состав 30 самых употребительных слов русского языка. А предлог «в» занимает первое место в частотном списке.

Какова роль предлогов? Чем объясняется столь частое их использование в языке?

Очень точно определил значение предлогов лингвист Василий Алексеевич Богородицкий, назвав их «словечками отношений».


III. Закрепление знаний.

Задание: определите значение предлогов в словосочетаниях. На доске:

image14

Словосочетания: ждать до вечера, не поехать вследствие непогоды (сказать о написании предлога «вследствие»), сидеть возле костра, лекарство для больного, писать без ошибок, остановиться для ночлега, уехали за город, идти впереди колонны, сделать без помощи взрослых, находился там с самого утра, объявить после выступления, не выехать ввиду непогоды, находился между домами.

Сказать о написании предлогов в подчеркнутых словосочетаниях.


IV. Домашнее задание: упр. 445, 447, 449 - выписать по два словосочетания с предлогами, обозначающими разные отношения.






Для любых предложений по сайту: [email protected]