Уроки русского языка в 7 классе - поурочные планы
СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ГНЕЗДА
Цели:
1. Закрепление словообразовательных умений.
2. Орфографический и пунктуационный повтор.
Ход урока
I. Диагностика усвоения.
Задание для комплексного анализа текста на доске:
Школьные годы справедливо называют* замечательной порой. Неизгладимы впечатления этих лет. Они сопровождают нас всю жизнь.* Мы вспоминаем об увлекательных походах*, познавательных экскурсиях*, удивительных открытиях этой поры.
Задание: переписать, вставив буквы. Сделать словообразовательные цепочки любых четырех слов с пропущенными буквами, чтобы объяснить написание гласной. Слова со * разобрать по составу.
II. Проверка домашнего задания.
Упр. 43 и 45 - прочитать словосочетания.
III. Актуализация знаний.
1. Устно упр. 44: объяснить, в чем разница. Записать с двумя любыми словосочетаниями по 2 предложения.
Например: Был утвержден генеральный план застройки. Против генеральского плана солдаты возражать не могут.
Разобрать прилагательные-паронимы по составу. В чем разница? Разные по значению суффиксы.
2. Рассмотрите схему упр. 52. Как называются такие схемы? Словообразовательные гнезда. Для чего они служат? Видны все однокоренные слова и их образование.
Чтение информации на с. 24.
3. Работа со словообразовательным словариком (в конце учебника).
1) Упр. 53 (2-3 слова на выбор учащихся).
2) Самостоятельная работа. Упр. 54, 55, 56 (только приставочно-суффиксальным способом), 57 (1).
IV. Домашнее задание: упр. 66, слова из ЗСП-2, 3 записать без ошибок, толкование слов узнать, повторить слова из упр. 39, 3CП-1.