Уроки русского языка в 7 классе - поурочные планы
ПРАВОПИСАНИЕ СОЮЗОВ - Урок 2
Цели:
1. Закрепление умения правильно писать составные союзы и союзы, имеющие омонимичные формы.
2. Пунктуационный и орфографический повтор.
Ход урока
I. Орфографическая разминка.
В каком примере возможно только одно написание?
1. 1) что/бы; 2) как/бы; 3) приве(з, с)ти; 4) прив(е, и)дение;
2. 1) то/же; 2) прим(е, и)рять; 3) к(о, а)мпания; 4) как/будто;
3. 1) теч(ь); 2) от/того; 3) плач(ь); 4) выпиши(и, е)те;
4. 1) на/встречу; 2) в/течение; 3) в/следстви(е, и); 4) туш(ь).
II. Диагностика усвоения.
1. Запись предложений с союзами и предлогами, имеющими омонимичные формы.
1) Нет ничего в мире, что бы могло перекрыть Днепр.
2) Убранство комнат также не отличалось особым комфортом; даже полы были некрашеные, зато все блистало чистотой.
3) Что бы он ни говорил, что бы он ни предлагал, его внимательно слушали в течение получаса. (Сказать о написании «ни».)
4) Я поблагодарил Дерсу за то, что он вовремя столкнул меня с плота. Этим он спас мне жизнь, рискуя ею так же, как и я.
2. Прочитать предложения из домашнего упражнения 328.
III. Актуализация знаний.
Продолжение анализа таблицы упр. 327 пошагово (см. упр. 95):
• причем - при чем
Закончилась эта ссора тем, что обе стороны обратились ко мне, причем старались перекричать друг друга. - При чем же ты останешься?
• притом - при том
Ружье - вещь благородная, самая любопытная забава, притом и украшение в комнате приятное. - При том заявлении не найдены документы.
• оттого что - от того
От того берега до этого — полмили. — Однажды Варюша проснулась оттого (= потому), что воробей прыгал по оконцу и стучал клювом в окно.
IV. Закрепление изученного.
Комментированное письмо.
После вихря
Около часу свирепствовал вихрь и затем пропал так же неожиданно, как и появился. В лесу по-прежнему стало тихо. Не слышно было ничего такого, что бы нарушаю это спокойствие природы.
Я неторопливо оделся, взял ружье, свистнул собаку и пошел навстречу течению речонки. Отойдя немного, я сел на камень и в течение некоторого времени прислушивался. Шум ручья, обыкновенно не замечаемый днем, вечером кажется сильнее. Внизу под обрывом плескалась рыба, поблизости тоскливо кричала птица. Я так увлекся созерцанием природы, что не заметил, как прошло время. Одежда моя понемногу стала мокнуть от росы. Я вернулся, лег к огню и уснул.
(По В. Арсеньеву)
V. Домашнее задание: упр. 329 (II, III), 331 (подготовиться к письму под диктовку).