РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ХАРАКТЕРИСТИКА ЧЕЛОВЕКА - Урок 2

Уроки русского языка в 7 классе - поурочные планы

РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ХАРАКТЕРИСТИКА ЧЕЛОВЕКА - Урок 2

Цели:

1. Формирование умения различать деловую (информативную) и художественную (изобразительную) характеристику.

2. Формирование умения создавать сжатую деловую характеристику на основе художественной (стилистическая трансформация).

Ход урока

I. Диктант из лингвистических терминов.

Задание: записать без ошибок, дать толкование терминам.

Повествование, официально-деловой стиль, средства изобразительности, характеристика, редактирование, рассуждение. параллельный способ связи, метафора, абзац, описание состояния человека.


II. Актуализация знаний.

1. В прочитанном тексте выделите типологические фрагменты (то есть определите, какие типы речи встречаются).

Автобус еще не ушел, и я сразу увидел Витьку со стороны, где не открывались окна. Витька тоже увидела меня и ухватилась за ручку рамы, чтобы открыть окно.

Автобус взревел и медленно пополз по немощеной дороге, растянув за собой золотистый хвост пыли. Витька рванула поручни, и рама со стуком упала вниз.

Витька улыбнулась своим большим ртом радостно, преданно, открыв в этой улыбке всю свою хорошую душу и тут я своими глазами увидел, что Витька – самая лучшая девчонка на свете. И самая красивая.

В окошке снова появилась Витькина голова с трепещущимися на ветру пепельными волосами. Витька с силой швырнула через ручей монетку. Была такая примета: если кинешь монету, когда-нибудь обязательно вернешься назад...

(По Ю. Нагибину)

Это повествование, в которое включены описание человека (характеристика) с рассуждением и описание внешности.

Это деловая характеристика или художественная? Художественная. Художественная (изобразительная) характеристика несет в себе отношение автора, деловая (информативная) - беспристрастна, в ней лишь факты.

2. Вернемся к тексту упр. 498. Попробуйте создать деловую характеристику Юрию Сенкевичу, герою очерка, на основе сказанного. Например, начать можно так: «Ю. Сенкевич - ведущий телепередачи «Клуб путешественников». Он путешествовал на парусном судне «Ра»... Его отличают любознательность... Он награжден...».

3. Творческое задание.

Упр. 501 по заданию. Проговорить устно, выслушать несколько вариантов. Затем письменно текст-характеристику.


III. Домашнее задание: упр. 504 устно, упр. 495 (написать деловую характеристику).






Для любых предложений по сайту: [email protected]