Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя
Правописание -н- и -нн- в причастиях и отглагольных прилагательных - Орфография - Правописание морфем
Цель урока – формировать представление о последовательности действий при выборе н и нн в полных и кратких страдательных причастиях прошедшего времени и отглагольных прилагательных и вырабатывать умение использовать правильный способ действия при определении соответствующего написания.
I. Правописание морфем (проверка домашнего задания, упр. 221, 226, 230)
Предложим учащимся назвать использованное в упражнении 220 слово с приставкой пре- и объяснить его написание, а затем вспомнить, как называются слова, которые произносятся одинаково, а пишутся по-разному, и выполнить задание упражнения 221, ограничив его составлением словосочетаний. Предоставим возможность ребятам проверить выполнение упражнения 227: назовём количество встретившихся в приведённой группе слов прилагательных с одной н (5), а после этого предложим отдельным ученикам их перечислить. Затем попросим ученика, подготовившего в качестве индивидуального задания упражнение 230, сделать соответствующее сообщение и продиктовать одноклассникам составленные дома предложения.
Поможем ученикам слабого класса в процессе обсуждения заданий упражнения 226 вспомнить, что страдательные причастия прошедшего времени образуются от усечённой основы переходных глаголов на -ить с помощью суффикса -енн-, а от основ глаголов на -ать (-ять) - с помощью суффикса -нн-. В случае необходимости напомним, что действительные причастия настоящего времени образуются от основы настоящего времени глаголов несовершенного вида с помощью суффиксов -ащ-(-ящ-) и -ущ-(-ющ-), и покажем это на примерах.
Проследим, чтобы в ответах учащихся по теме упражнения 224 прозвучала мысль о том, что поморфемная запись слов помогает контролировать правильность орфографического оформления каждой из значимых частей слова, и таким образом, обеспечивать правильность написания слова в целом.
II. Правописание -н- и -нн- в причастиях и отглагольных прилагательных (текст на с. 89 – 90, вопросы на с. 90, упр. 232, 233)
После того как учащиеся слабого класса вдумчиво прочитают текст на с. 89 – 90, поможем им определить количество частей (первое задание после текста) общее их содержание. По своему усмотрению учитель может организовать работу по составлению сложного плана:
I. Правописание кратких страдательных причастий прошедшего времени.
II. Правописание полных страдательных причастий прошедшего времени.
1. Написание нн в полных причастиях.
2. Написание н в полных причастиях.
III. Правописание слов-исключений.
Можно уже в процессе работы с текстом потренировать учащихся в написании н и нн в полных страдательных причастиях прошедшего времени, предложив им выполнить следующее задание.
Задание.
1. Запишите приведённые во второй части текста на с. 89 – 90 причастия, перешедшие в прилагательные, и образуйте от них однокоренные слова с приставками.
Образец. Варёный – сваренный.
2. Слова какой части речи вы образовали? Объясните написание суффиксов однокоренных слов.
После этого организуем работу по составлению алгоритма действий при выборе н или нн в причастиях и отглагольных прилагательных (второе задание после текста).
Правописание н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных
Полное или краткое?
Краткое причастие н |
Полное Есть приставка (кроме не)?
|
Предоставим ученикам три минуты для запоминания слов-исключений, а затем предложим записать эти слова по памяти и проведём взаимопроверку в парах.
Чтобы семиклассники правильно выполнили задание 1 упражнения 232, попросим их объяснить, когда для образования страдательных причастий прошедшего времени используется суффикс -нн-, а когда - -енн-, и в случае затруднения посоветуем обратиться к упражнению 226 (см. этап I урока).
Анализ текста Николая Сладкова будет примерно следующего содержания: «Тема текста – «Зимние запасы бобров», в нём выражена мысль о том, что бобры прячут под водой дрова, чтобы не голодать и не мёрзнуть в зимние холода. Это рассуждение с элементами описания: автор приглашает читателя к размышлению о том, кто мог свалить осины и воткнуть поленья в илистое дно озера, и, описывая увиденное, приходит к определённому заключению. Текст относится к художественному стилю: автор стремится воздействовать на читателя – удивить и заинтересовать. Текст характеризуется такими стилевыми чертами, как конкретность (описана конкретная картина, увиденная рассказчиком), субъективность и эмоциональность (рассказчик выражает в процессе рассуждения и описания непосредственно свои чувства), образность (автор позволяет читателю ярко представить описанную картину). Для создания этих стилевых характеристик использована эмоционально-оценочная лексика (додумался, чудак какой-то), сравнения (Словно печку натопят!), неполные предложения, предложения восклицательные по эмоциональной окраске и другие выразительные языковые средства».
По своему усмотрению учитель может указать три причастия, морфологический разбор которых нужно провести, например: стёсано, умятые (тропы), поваленные (осины).
Д. з.: 1) работа с вопросами на с. 90 (повторение); 2) упр. 234.