Правописание -н- и -нн- в причастиях и отглагольных прилагательных (продолжение) - Орфография - Правописание морфем

Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя

Правописание -н- и -нн- в причастиях и отглагольных прилагательных (продолжение) - Орфография - Правописание морфем

Цели урока: 1) тренировать умение выбирать -н- или -нн- в причастиях и отглагольных прилагательных; 2) совершенствовать умение письменно пересказывать текст.


I. Правописание -н- и -нн- в причастиях и отглагольных прилагательных (проверка домашнего задания, объяснительный диктант, упр. 236)

Попросим отдельных учащихся рассказать правило, регулирующее написание -н- и -нн- в причастиях и отглагольных прилагательных, и определить порядок действий при определении их правильного написания (задания на с. 88), а затем проведём предупредительный диктант.

Задание. Послушайте словосочетания, объясните выбор -н- или -нн- в причастиях и отглагольных прилагательных и запишите эти словосочетания в тетради, обозначая соответствующую орфограмму.

Неглаженые брюки, отчаянный поступок, вязаный жилет, исследованная местность, глаженный вчера сарафан, жёваная бумага, связанные морским узлом, разглаженные складки, путаный ответ, данное обещание, раздосадованные жильцы, вязанная крючком салфетка, кованый прут, нежданный гость, рискованное заявление.

Организуем рассмотрение рисунка в упражнении 236 и в случае необходимости обратим внимание учащихся на «полноту» короля на первом рисунке и наличие зависимых от него «подданных». Укажем также на то, что, как только король лишается «подданных» (см. второй рисунок), то есть теряет возможность «управлять», он не только теряет часть того, что имеет – одно н, но и меняет свой облик (причастие утрачивает глагольные признаки – способность управлять или участвовать в связи примыкание в роли главного слова - и становится прилагательным).


II. Изложение-миниатюра (упр. 235)

Выразительно прочитав текст в упражнении 235, учащиеся подбирают соответствующий заголовок (например, «Новгородские берестяные грамоты») и работают в соответствии с содержанием заданий.

После определения ключевых слов (задание 4) предоставим ученикам возможность последовательно подготовить устный пересказ каждого из абзацев и произнести его в парах, а затем ещё раз внимательно прочитать текст и изложить его письменно в тетрадях.


Д. з.: 1) первое задание на с. 88 (повторение); 2) упр. 229 (1); 3) по желанию – упр. 229 (2, 3).






Для любых предложений по сайту: [email protected]