Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя
Написание н и нн в полных и кратких прилагательных и причастиях - Орфография - Правописание морфем
Цели урока: 1) формировать умение использовать правильный способ действия при выборе н и нн в кратких прилагательных и причастиях; 2) повторить правило, регулирующее выбор гласной в падежных окончаниях прилагательных и причастий, и тренировать в его применении.
I. Правописание -н- и -нн- в причастиях и прилагательных (повторение – проверка домашнего задания, объяснительный диктант, упр. 237)
Предложим учащимся записать под диктовку второй абзац упражнения 229 (домашнее задание) и после записи объяснить написание отдельных слов (по указанию учителя).
Постараемся, чтобы в процессе рассмотрения приведённых в упражнении 237 примеров учащиеся усвоили, что причастия, в отличие от отглагольных прилагательных, которые образуются от глаголов несовершенного вида, обладают таким глагольным признаком, как способность к управлению и участию в связи примыкание в роли главного слова. Ещё раз подчеркнём необходимость различать отглагольные прилагательные и причастия, чтобы не допускать ошибок в их орфографическом оформлении.
II. Написание н и нн в полных и кратких прилагательных и причастиях (упр. 238 – 240)
В случае затруднения учащихся при выполнении задания 1 упражнения 238 проведём беседу по следующим вопросам: 1) По какому признаку сравниваются прилагательные и причастия? 2) Причастия какого залога можно сопоставить по этому признаку с именами прилагательными? Почему? 3) От чего зависит выбор одного или двух н в страдательных причастиях прошедшего времени? 4) От чего зависит выбор одного или двух н в кратких прилагательных?
Ещё раз обратим внимание учащихся на то, что в полных причастиях всегда пишется две буквы н, а в кратких – одна; в полных прилагательных, образованных от существительных, - как одна, так и две буквы н, а в кратких прилагательных – столько н, сколько в полных, краткими формами которых они являются.
По своему усмотрению учитель может провести работу по составлению алгоритма действия при выборе написания н или нн в кратких прилагательных и причастиях.
Правописание н и нн в кратких прилагательных и причастиях
К какой части речи относится данное слово?
Прилагательное Сколько н в полной форме этого прилагательного?
|
Причастие Пишем одно н |
Попросим учеников давать подробные устные объяснения в процессе работы с упражнениями 238 (2) и 239.
В случае затруднения учащихся при определении значений фразеологизмов поможем им в этой работе. Вилами по воде писано – «неизвестно ещё, будет так или нет, удастся ли, осуществится ли». На лбу написано – «сразу видно, заметно что-либо по внешнему виду человека».
Предоставим ученикам время для составления предложений с приведёнными в упражнении 240 фразеологизмами и определим, кому удалось составить наиболее интересное по содержанию предложение.
III. Правописание падежных окончаний прилагательных и причастий (упр. 241)
Попросим семиклассников самостоятельное сформулировать правило выбора гласной в падежных окончаниях прилагательных и причастий, привести и записать три-пять примеров.
Работу с упражнением 241 проведём в форме комментированного письма, а затем предложим ребятам выразительно прочитать приведённый отрывок из поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души» и определить тип речи текста.
Д. з.: 1) упр. 238 (1) с дополнительным заданием: записать подобранные примеры (пять-семь) в тетрадь; 2) упр. 242; 3) индивидуальное задание – упражнение 243 (см. Примечание).
Примечание. Распределим задание упражнения 243 между тремя учениками.