Правильное произношение наречий - Культура речи. Правильное употребление наречий - Текстоведение

Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя

Правильное произношение наречий - Культура речи. Правильное употребление наречий - Текстоведение

Цели урока: 1) проверить умения учащихся в рамках темы «Разряды наречий по значению» для дальнейшей их отработки; 2) повторить сведения о языковых нормах; 3) тренировать учащихся в правильном произнесении наречий.


I. Разряды наречий по значению (повторение – самостоятельная работа)

Самостоятельная работа

Примечание. За выполнение самостоятельной работы выставляется две оценки: за орфографическое оформление и за проведение языкового анализа.

Задание 1. Запишите под диктовку словосочетания из упражнения 515, указывая разряды наречий.

Задание 2. Перечислите группы местоименных наречий, приводя по три примера наречий каждой группы.

Задание 3. Составьте и запишите два предложения, соответствующие данной схеме.

[ ], (относительное наречие ).

Задание 4. Запишите предложения. Укажите морфемный состав грамматических омонимов и подчеркните их как члены предложения. Выпишите наречия и проведите их морфологический разбор.

1) Хорошо в весеннем саду! 2) Всё хорошо под сиянием лунным, всюду родимую Русь узнаю... (Н. Некрасов) 3) Музыкант хорошо подготовился к выступлению.


II. Языковые нормы. Правильное произношение наречий (задания на с. 65, упр. 623 – 627 (1-ая строка), 628)

Организуем хоровое проговаривание второй и третьей групп наречий, приведённых в упражнении 623 (по рядам) и предложим учащимся записать эти наречия в составе словосочетаний, правильно их произнося.

По своему усмотрению учитель может попросить учеников письменно разъяснить значения указанных в задании 2 упражнения 624 помет, используя формулировку из пункта 3 («... и ...» - слово имеет два правильных варианта произношения и / или ударения; «... и доп. ...» - слово имеет два правильных варианта произношения и / или ударения, один из которых является наиболее предпочтительным).

Предоставим возможность учащимся сильного класса самостоятельно составить транскрипции наречий сегодня и сейчас, а затем сверить свою запись со словариком - [с'ивóдн'ь], [с'ич'áс]. Предложим провести по плану в части 3 учебника орфоэпический разбор наречия сегодня и фонетический разбор наречия сейчас.

В слабом классе проводится совместная работа с упражнением 626, в сильном по усмотрению учителя можно предложить поработать со словарём самостоятельно, а затем сверить с записями, сделанными отдельными учениками на доске: 1) налегке, слегка; 2) набело, досуха, надолго, набок, надвое, подобру-поздорову, подолгу, донизу; 3) счастливо.

Важно, чтобы семиклассники отметили в процессе рассмотрения приведённых в упражнении 627 примеров, что слова в парах относятся к разным частям речи и различаются и написанием, и произношением. Подчеркнём, что это важно учесть при составлении предложений. Попросим учеников подчеркнуть использованные слова как члены предложения и провести морфологический разбор одного наречия и одного притяжательного местоимения.


Д. з.: 1) потренироваться в произнесении наречий из упражнений 623 – 626; 2) упр. 627 (2 – 3 строки); 3) повторить материал § 16 – тексты на с. 19–21 внимательно перечитать; 4) индивидуальное задание (на повторение) - упр. 525 (см. примечание).

Примечание. Предложим двум ученикам составить предложения с одной из пар приведённых омоформ.






Для любых предложений по сайту: [email protected]