Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя
Правильное образование форм степеней сравнения наречий - Культура речи. Правильное употребление наречий - Текстоведение
Цель урока: закреплять представление о механизме образования форм степеней сравнения наречий и тренировать в образовании форм сравнительной и превосходной степени наречий.
I. Правильное произношение наречий (повторение – проверка домашнего задания, упр. 628)
Потренируем семиклассников в правильном произнесении наречий, предложив отдельным ученикам прочитать слова на карточках правильно (с каждой карточкой последовательно может поработать два-три ученика).
Карточка 1. Донельзя, сказочно, слабо, пустячно, добела, несказанно (рад), сегодня, тесно, порядочно, досуха, скучно, надвое, донизу, нарочно, завидно.
Карточка 2. Загодя, прочно, умно, скучно, завидно, шуточно, сейчас, беспомощно, достаточно, вредно, высоко, пустячно, счастливо, подолгу, нарочно.
Карточка 3. Мельком, отлично, хитро, сейчас, нарочно, завидно, мощно, набело, далеко, скучно, набок, порядочно, подобру-поздорову, налегке, пустячно.
Проведём совместную работу с упражнением 628. Важно, чтобы ребята вспомнили, что буква ё всегда обозначает ударный гласный [ó], после согласных – только этот звук и одновременно мягкость предыдущего согласного - [паз'óмкъ], [т'ис'óмкъ], а в позиции после гласных, разделительного ь или ъ и в начале слова – два звука: [j 'ó] - [зъпа j 'óм], [пад j 'óм], [п'ьр'ил' j 'óт], [j 'óмк'и j '].
Про своему усмотрению учитель может предложить ученикам составить транскрипции слов с буквой ё, например позёмка, тесёмка, запоём, подъём, перельёт, ёмкий.
II. Правильное образование форм степеней сравнения наречий (проверка домашнего задания, упр. 629–631)
Проведём беседу по следующим вопросам и заданиям.
- Какие наречия могут иметь формы степеней сравнения?
- Как образуются простая и составная формы сравнительной степени наречий? Приведите примеры.
- Как образуются простая и составная формы превосходной степени наречий? Приведите примеры.
- Образуйте, если это возможно, формы степеней сравнения наречий весело, хорошо, вприпрыжку.
Затем попросим учеников, подготовивших индивидуальное задание, продиктовать одноклассникам предложения, составленные с формами сравнительной степени наречий и совпадающих с ними в звучании и написании формами сравнительной степени прилагательных и в случае необходимости внести коррективы в ответы одноклассников, которые должны будут определить частеречную принадлежность грамматических омонимов и назвать их начальную форму.
После того как учащиеся выполнят упражнение 629, попросим их образовать простую форму сравнительной степени прилагательного вкусный и составить предложения с грамматическими омонимами вкуснее (наречие) – вкуснее (прилагательное).
По своему усмотрению учитель может предоставить учащимся возможность самостоятельно поработать с заданием 630, а затем провести совместную проверку.
Предложим ученикам рассмотреть репродукцию картины В. Е. Маковского «Девочка с гусями в поле» (задание 1 упражнения 631) и, прежде чем ребята выскажутся в соответствии с заданием, прочитаем следующий текст из альбома "Нижнетагильский музей изобразительных искусств", составленного М. Агеевой, М. Е. Ильиной, Л. Смирных (Белый город, 2004).
«В творчестве Владимира Егоровича Маковского свое воплощение получили мотивы лирического, светлого восприятия народной жизни. Небольшое живописное полотно "Девочка с гусями в поле", написанное в 1875 году, относится к циклу картин, посвященных жизни крестьянских детей. Создавая с большой любовью и теплотой детские образы, свою задачу художник видел в том, чтобы в обыденной ситуации открыть своеобразную поэзию повседневной жизни, красоту народного быта. Живость и меткость работ Маковского заключалась в умении увидеть момент, который затем становился основой сюжета. "Картина - не слово, - любил говорить художник, - она дает одну минуту, и в этой минуте должно быть всё, а нет - нет картины".
Полная тонких наблюдений сценка написана Маковским с большой выразительностью: и сельский пейзаж, и сама героиня - обаятельная в своей непосредственности девочка, пасущая птиц. Портретная основа образа несомненна, хотя, по всей вероятности, он несколько идеализирован. Фигурка девочки, приближённая к первому плану, выглядит значительной на фоне прозрачно-голубого летнего неба. Внимательно всматривается художник в её миловидное, слегка задумчивое лицо, в детали костюма».
По своему усмотрению учитель может рекомендовать учащимся слабого класса использовать в качестве вступительной части текста-описания картины приведённые в образце упражнения предложения, а затем записать под диктовку продолжение текста. Эту часть работы целесообразно провести в форме диктанта «Проверяю себя».
... Этим утром девочка оделась красивее, чем обычно, хотя ей гораздо удобнее было пасти птиц в старом сарафанчике. Но ясное утро обещало яркий летний день, и ей захотелось выглядеть наряднее, поэтому она надела ярко-красный сарафан, а шею украсила бусами, уши – серёжками. Только волосы она убрала более скромно – венком из полевых цветов.
Ранним утром было прохладнее, но сейчас стало более тепло, и босые ноги девочки больше не мёрзнут от росы. Она о чём-то задумалась, глядя вдаль, и как будто не замечает, как гусь у её ног всё агрессивнее пригибает шею к земле и шипит всё громче.
Взгляд девочки становится задумчивее, она уносится мыслями всё дальше, и более бледными кажутся ей зелёные просторы полей...
Записав текст, ученики подчёркивают наречия и слова категории состояния как члены предложения. Важно, чтобы семиклассники сумели обосновать частеречную принадлежность форм сравнительной степени прилагательных (задумчивее и более бледными в последнем абзаце текста). Поможем им понять, что эти словоформы обозначают большую степень проявления признака предметов, обозначенных существительными взгляд и просторы (полей).
Д. з.: 1) повторить сведения о слитном, раздельном и дефисном написании наречий (внимательно прочитать тексты на с. 24 – 41); 2) составить словарный диктант из 40 – 50 слов по теме «Слитное, раздельное, дефисное написание наречий», объяснить написание этих слов.