Все уроки Русского языка 7 класс
Глагол, морфологические признаки; особые формы глагола (ознакомление) - ГЛАГОЛ - ВСЕ УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА 7 класс
Цель: углубить полученные ранее сведения о глаголе; дать понятие об особых формах глагола; совершенствовать орфографические навыки.
Оборудование: учебник, учебные тексты, словари.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Глаголы — это какие-то «живые» слова,
оживляющие всё, к чему они приложены.
А. М. Пешковский
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
1. Коллективная работа
Сравните два текста. Чем они похожи по содержанию? Какие средства языка использованы в них для передачи действий? В каком тексте нарисована более конкретная картина? С помощью какого средства?
А. СИЛЬНОЕ КИНО
И вот он
Начал свой рассказ:
«Они ползут,
А он им — раз!
А тут как раз
Она ползла.
А он как даст ему
Со зла!
Они ей раз!
Она им раз!
Но тут как раз
Её он спас».
(А. Барто)
Б. КТО СКАЗАЛ, ЧТО МЫ ПОДРАЛИСЬ?
Кто сказал, что мы подрались?
Мы не дрались, а боролись.
Правда, мы чуть-чуть кусались,
И щипались, и кололись.
Правда, мы друг друга мяли,
И бодались, и лягались.
Нас, конечно, разнимали.
Мы, конечно, упирались.
(А. Кушнер)
Укажите во втором тексте глаголы, с помощью которых создаётся картина драки.
2. Беседа
• Какая часть речи называется глаголом?
• Как изменяются глаголы?
• Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?
III. Мотивация учебной деятельности
Вступительное слово учителя
— Попытались как-то все слова построиться. Становились, становились — всё плохо получается. «Без командира нам не обойтись,— поняли слова,— призовём-ка мы Морфологию!»
— Кто обозначает предмет? — спросила Морфология у слов.
— Мы обозначаем предмет.
— А какие формы у вас есть?
— Род, число и падеж.
— А что вы умеете делать?
— Быть всеми членами предложения, но в первую очередь подлежащим и дополнением.
— Становитесь под знамя «Имя существительное»,— приказала Морфология
— Мы обозначаем действие, имеем лицо, время, наклонение, вид и залог, можем быть сказуемыми! — отрапортовали другие слова.
— Вы становитесь под знамя «Глагол»,— отвечала Морфология.
Она собрала и определила все оставшиеся слова.
Так тысячи слов стали под знамёна частей речи, учитывая свои значения, грамматические формы и синтаксическую функцию.
(В. М. Бурмако)
IV. Изучение нового материала
1. Работа с теоретическим материалом учебника (С. 36)
2. Наблюдения над языковым материалом
Что обозначают данные группы слов и к каким частям речи они относятся?
Вечер вечерний вечереть
Старик старый стареть
Голубизна голубой голубеть
3. Слово учителя
— Старый учёный-языковед служил в морфологическом саду; он выращивал не фрукты и не ягоды, а звуки, морфемы, части речи и члены предложения и вывел уже несколько новых сортов.
— Может быть, к стволу глагола привить почку прилагательного и наречия,— размышлял как-то учёный-садовник,— только будет ли толк, они так далеки друг от друга.
Но сказано — сделано. Через несколько лет выросли диковинные плоды: не глаголы, не прилагательные, не наречия, называли их причастием и деепричастием. Поскольку они росли на стволе глагола, их стали называть особыми глагольными формами: у причастия открыли признаки прилагательного и глагола, у деепричастия признаки глагола и наречия. Так они работают до сих пор за двоих.
Появление новых форм естественно для языка, но развитие их можно заметить лишь в течение многих веков.
4. Ознакомление с теоретическим материалом учебника (С. 37)
5. Слово учителя
— Однажды глагол полюбил гордую и упрямую частицу Не. Но очень трудна и печальна эта любовь. Не постоянно перечит глаголу. Он говорит «Люблю», а она. «Не люблю». Глагол признаётся: «Верю», а частица: «Не верю». Частица Не ни за что не хочет соединить свою судьбу с глаголом и пишется от него отдельно. Но глагол человек постоянный в своих чувствах. Вот однажды Не и говорит:
— Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь.
Вздохнул глагол печально и отправился скитаться по словарям и учебникам (демонстрируются словари). Когда же глагол возвратился к своей любимой, она как обычно отскочила от него с криком:
— Негодую, ненавижу! Ой!
— Ну, наконец-то. Она рядом со мной. Мы вместе! — сказал глагол.
Вот глагол и доказал, что в некоторых случаях жить без неё не может.
Почему в словах негодовать, ненавидеть Не наконец-то соединилась с Глаголом? Дополните этот ряд своими примерами (недолюбливать, недомогать, недослышать, недоумевать).
V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся
1. Преобразуйте текст
Замените повествовательные предложения побудительными. Для этого опустите слова нужно, надо, следует, нехорошо или нельзя, измените форму глагола. При необходимости ставьте перед глаголом частицу не.
КАК ВЕСТИ СЕБЯ В ТЕАТРЕ
Соб..раясь в театр, нельзя пренебрегать своим внешним видом. Следует одет..ся особенно опрятно, нарядно.
Нужно вовремя выходить из дому, нельзя опаздывать.
В обществе..ых местах не следует шуметь, бегать, затевать игры.
Нельзя во время действия мешать зрителям: вертет..ся, вскакивать, хлопать откидными стульями, шуршать бумагой, есть, св..стеть, топать.
После окончания спектакля надо поблагодарить артистов аплодисментами.
Не следует спешить к выходу до окончания действия, это непр..лично.
2. Работа с упражнениями учебника
Упражнение 83 (устно); упражнения 84, 89 (письменно).
VI. Рефлексия. Подведение итогов урока
1. Беседа
• Что нового вы узнали о глаголе?
• Как пишется не с глаголами?
• Какие особые формы глагола вам известны?
• Что обозначают и на какие вопросы отвечают причастия и деепричастия?
2. Заключительное слово учителя
— Глагол — большой богатей среди частей речи: имеет лицо, время, наклонение, вид и залог — ни у кого нет стольких форм. Глагол и работник хороший: всегда при деле, всегда с кем-то связан. Но как ему согласоваться с именами существительными, числительными, местоимениями, если у них нет ни лица, ни времени, ни наклонения, ни вида, ни залога? Приходиться глаголу брать взаймы род и число у этих частей речи, чтобы с ними согласоваться. Названные части речи охотно делятся с глаголом своими формами, ведь он так привлекателен в общении.
VII. Домашнее задание
1. Выучить теоретический материал учебника (С 36—38).
2. Выполнить упражнение 90 (письменно).