Р.РД. Составление диалога по данной речевой ситуации. Разыгрывание ситуативного диалога - ГЛАГОЛ - ВСЕ УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА 7 класс

Все уроки Русского языка 7 класс

Р.РД. Составление диалога по данной речевой ситуации. Разыгрывание ситуативного диалога - ГЛАГОЛ - ВСЕ УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА 7 класс

Цель: активизировать словарный запас учащихся; закрепить навыки построения диалога по образцу; развивать навыки составления связного высказывания по определенной теме; совершенствовать культуру устного и письменного речевого общения.

Оборудование: раздаточный материал с ситуативными упражнениями для составления диалогов, памятка «Советуем запомнить!», памятка для составления ответа-рассуждения.

Тип урока: урок усвоения навыков и умений, творческого применения их на практике.

Общение есть прежде всего речевое взаимодействие

людей, содержание которого безгранично,

как безгранично человеческое познание.

В. К. Дьяченко

ХОД УРОКА

I. Организационный этап


II. Актуализация опорных знаний

Беседа

• Для чего людям нужна речь?

• Какие формы речи существуют?

• Подумайте, какая речь появилась раньше (устная или письменная). Свой ответ обоснуйте.

• Что вы понимаете под монологической и диалогической речью?

• Какие основные правила общения вам известны?


III. Мотивация учебной деятельности

Вступительное слово учителя

— Жизнь человека в обществе — это не только труд, но и множество встреч, диалогов, контактов.

Общение между людьми становится более интенсивным. Наш век уже начали называть веком общения. Основанием для этого послужило бурное развитие средств массовой коммуникации. Но это не только радио, телевидение, журналы, книги. Большое место в жизни человека занимают живые контакты с разными людьми.


IV. Работа над развитием и культурной речью учащихся

1. Самостоятельная работа учащихся

1) Прочитайте текст, определите его тему, основную мысль.

2) Объясните значение слов логика, повелительная интонация, скупой (жест), приветливый, однозначно.

3) Подготовьтесь к устному пересказу текста (сделайте записи в тетради, чтобы передать содержание текста достаточно полно).

(Для учителя: работа с текстом проводится группой учащихся. С устным пересказом текста могут выступить перед классом два ученика)

Культура человека выражается не только в умении говорить, но и слушать. Если даже захочешь возразить собеседнику, терпеливо выслушай его до конца, не перебивай его, возражение может и не понадобиться.

Некрасиво выглядит человек, который не умеет владеть собой, грубо перебивает собеседника, пытается подавить его криком, грубым словом, повелительной интонацией. Этим он унижает не только собеседника, но и себя. Убеждай силой логики, фактами, не торопись навязывать свое мнение, уважай мнение собеседника.

Во время разговора следи за выражением лица так (же), как и за речью. Естественное и приветливое выражение лица подчеркивает уважение к собеседнику. Слушай собеседника внимательно и с живым участием.

Следи за собой, когда рассказываешь что-нибудь смешное. Лучший рассказчик — тот, кто заставляет других смеяться, а сам остается серьезным.

Разговаривая, старайся не размахивать руками. Если хочешь подчеркнуть какую-то мысль, чувство, достаточно одного скупого, но выразительного жеста.

Нельзя вмешиваться без разрешения в чужой разговор. Если это уж крайне необходимо, обратитесь к товарищам со словами: «Простите, я вас перебью». Если вы случайно перебили собеседника, обязательно следует сказать: «Простите, я вас перебил. Продолжайте, пожалуйста».

Соблюдай правила культуры речи, когда пишешь письмо. Старайся выбирать точные выражения, слова, чтобы читающий мог правильно и однозначно понять твою мысль, ведь он не может сразу переспросить тебя, уточнить, что же ты хотел сказать.

Не разговаривай долго по телефону. Не звони по пустякам, ты можешь отвлечь человека от срочных дел. Недопустимо звонить рано утром или поздно вечером. (Только если дело чрезвычайное!) Звони тогда, когда уверен, что тебе могут уделить внимание. (По книге «Мир детства»)


2. Слово учителя

— Наверное, одним из первых волшебных слов, с которыми вы познакомились совсем еще малышами, было слово здравствуйте!

Здравствуйте!

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хоть были совсем незнакомы.

Здравствуйте!

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте», больше ведь

Мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца

Прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья

Прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней

Сделалась жизнь?

Так поэт В.Солоухин размышляет о роли приветствия в жизни человека. Действительно, приветствие, не имея информативного значения, обладает особой значимостью, отчего солнца прибавляется в мире и радостней делается жизнь.

Итак, мы сказали друг другу: «Здравствуйте!» Много это или мало? С одной стороны, как будто бы мало: что нового мы сообщили? А с другой — сколько грустных минут переживаем мы, если знакомый человек прошел мимо, не поздоровавшись. Дело в том, что, приветствуя друг друга, мы подтверждаем этим свое знакомство и готовность продлить его. Приветствие может выражаться иногда только наклоном головы или легким поклоном.

А знаете ли вы, что слово «здравствуйте» пришло к нам из другого языка. Это старославянский язык, он древний, сейчас на нем никто не говорит, но в русском и украинском языках сохранилось очень много слов старославянского происхождения. Некоторые из них довольно легко узнать по сочетанию букв РА, которым в русском языке соответствует ОРО.

Задание: на доске записаны старославянские и русские слова. С помощью стрелок соедините их попарно, обратите внимание, как они пишутся и что обозначают:

град огородить

врата сторож

оградить город

страж ворота


3. Слово учителя

— Интересно, что в прошлом в русском языке было много приветствий, употреблявшихся в зависимости от того, чем был занят человек. Например, если девушка набирала воду, ей говорили: «Свеженько тебе!» Если крестьяне молотили, им желали: «По сту на день, по тысяче на неделю!» Некоторые из таких ситуативных пожеланий сохранились и сегодня. Тем, кто работает: «Бог в помощь!» Тем, кто возвращается из бани: «С легким паром!» Обедающим: «Приятного аппетита!» Если человек уезжает, ему желают: «Счастливого пути!» А когда вернулся с дороги, приветствуют: «С приездом!»

А теперь немного поиграем — «Четвертое лишнее». Найдите, какое сочетание слов лишнее. Докажите свою правоту, будьте убедительными!

Доброе утро!

Добрый вечер!

Добрый день!

Доброй ночи!

Можете использовать формулу ответа — рассуждения:

1. Я думаю (считаю), что лишняя фраза...

2. Три фразы (перечислить)... похожи тем, что... (они обозначают приветствие, являются синонимами слова здравствуйте; включают имя существительное в именительном падеже).

3. Лишняя фраза отличается тем, что... (она выражает прощание; включает имя существительное в родительном падеже).

(«Лишней» является последняя формула приветствия, т. к. она состоит из одного слова и возможна в употреблении только в дружеской, неофициальной обстановке.)


4. «Шутке — минутка!»

— Послушайте диалог. Прокомментируйте ситуацию.

Уточните по толковому словарю разницу в значении слов невежа и невежда:

Одна девочка возмущенно жаловалась маме:

— Во дворе мальчишка такой невежа! Зовет меня Галькой.

— А ты его как зовешь? — спросила мама.

— Я его вообще никак не зову,— ответила вежливая девочка. — Я ему просто кричу: «Эй, ты!»


5. Слово учителя

— Выбор нами приветствий зависит от многих причин: от возраста (для детей, молодежи («Привет»!), от времени суток («Доброе утро!»; «Добрый вечер!»), «Приветствую вас!» — официальное приветствие.

Очень почтительны такие приветствия, как «Доброго здоровья!», «Мое почтение!» Они характерны для речи пожилых людей. В приветствие могут включаться этикетные фразы о жизни, делах, здоровье. Я предлагаю вам выполнить ситуативные упражнения с использованием приветствия и обращения.

1) Диалог

— Доброе утро! Пора вставать!

— Доброе утро, мамочка!

Задания

Какой ситуации соответствует этот диалог? Опишите ее.

Разыграйте данную ситуацию, продлите диалог.

Как вы приветствуете учителя? Разыграйте ситуацию встречи учителя и ученика.

Опишите ситуацию встречи сверстников. Составьте полилог, разгадайте его.

2) Ситуация «Как обратиться к незнакомому человеку на улице?»

На улице мальчик крикнул незнакомому прохожему:

— Скажите, сколько сейчас часов?

Задания

Обращаясь к прохожему, мальчик допустил три ошибки. Найдите их. Исправьте ошибки мальчика и произнесите фразу правильно.

3) Намерение познакомиться

Ситуация и диалог

В класс пришел новый ученик. Учитель представляет его и просит каждого из учеников познакомиться с ним.

— Здравствуйте, ребята! Познакомьтесь, пожалуйста. Это Саша Попов.

— Очень приятно. Меня зовут Алла Александровна. Ребята, а теперь пусть каждый из вас познакомится с Сашей.

— Я — Лена Ивченко.

— Меня зовут Игорь Алексеенко.

— А я Оксана Петрова. И т. д.

Задания

Разыграйте предложенную ситуацию и соответствующий ей диалог. (В роли учителя может выступать кто-либо из учеников.) Выполните то же задание, но с использованием других формул речевого этикета, употребляемых при знакомстве через посредника:

— Знакомьтесь: Наташа Андрейченко.

— Я хочу представить вам Елену Андреевну.

— Я хочу познакомить вас с Игорем Петренко.

— Разрешите познакомить вас с Ниной Савченко.

— Разрешите представить вам Георгия Ивановича.

— Позвольте представить вам Катю Симоненко.

Обратите внимание на различие ситуаций, в которых будут использоваться данные формулы.

4) Ситуация и диалог

Вы приглашены на день рождения к однокласснику, где, кроме него, никого не знаете. Он знакомит вас с членами своей семьи и гостями.

— Здравствуй, Андрей! Знакомься. Это мои родители: мама — Елена Антоновна, отец — Игорь Владимирович.

— Очень приятно. Андрей.

— Андрей, знакомься. Это мои друзья: Сергей, Вадим, Алла.

— Рад с вами познакомиться.

Задания

Разыграйте диалог в похожей ситуации.

Продлите диалог в данной ситуации репликами гостей, в которых они рассказывают о себе и своих занятиях.

Разыграйте подобную ситуацию, в которой пришедший сам знакомится с членами семьи одноклассника и с гостями, используя формулы речевого этикета при знакомстве без посредника.


V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Слово учителя

— Помните, ребята, что самые первые, приветственные слова задают тон всему разговору, поэтому произносить их нужно с соответствующей интонацией — вежливо, уважительно или с дружеским расположением, а вовсе не цедить сквозь зубы или бросать пренебрежительно, глядя куда-то в сторону от собеседника. Ведь слово и поныне не утратило своего волшебства. Оно может ранить и исцелить, заставить нас ликовать и печалиться, объединить, сблизить людей и развести их, как недругов, в разные стороны. Только магия эта зависит от нас самих, от того, какое слово кому, зачем и где мы скажем. Итак, точная, последовательная, выразительная речь говорит о многих положительных качествах говорящего, о его вежливости и деликатности, о тактичности и скромности, о добром и уважительном отношении к людям!

Закончить сегодняшний урок мне хочется стихами поэта А. Костецкого.

С ДОБРЫМ УТРОМ!

Встань, как только солнце встанет.

И тихонечко — к окошку.

Руку луч тебе протянет —

Ты подставь скорей ладошку.

Пусть тебя увидит мама

И умытым и обутым.

Все прибрав, иди к ней прямо

И скажи ей:

— С добрым утром!

А потом с улыбкой, с песней

Выйди к людям, к травам, к птицам!

И веселым, интересным

День твой должен получиться!!!


VI. Домашнее задание

Составьте и разыграйте диалог на тему «Разговор на пороге дома одноклассника», используя слова из рубрики «Советуем запомнить!»


Советуем запомнить!


Выражения просьбы

Выражения благодарности

Пожалуйста, дай (те)...

Будь (те) добры...

Если вас (тебя) не затруднит...

Не могли бы вы...

Могу ли я попросить...

Спасибо! Большое спасибо!

Благодарю!

Я тебе очень благодарен!

Вы очень любезны!

Очень мило с вашей стороны.






Для любых предложений по сайту: [email protected]