Все уроки Русского языка 7 класс
Неопределённая форма глагола. Совершенный и несовершенный вид глагола - ГЛАГОЛ - ВСЕ УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА 7 класс
Цель: расширить и углубить знания о неопределенной форме глагола; дать понятие о видах глагола; научить определять виды глагола; совершенствовать навыки правописания.
Оборудование: учебник, учебные тексты.
Тип урока: комбинированный.
Развитие литературного языка теперь должно идти
путём изучения народной речи, путём развития глаголов,
столь обильных, ярких и мощных в народной речи.
А. Н. Толстой
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
1. Беседа
• Какая часть речи называется глаголом?
• Как изменяются глаголы?
• Вспомните правило написания не с глаголами.
2. Наблюдение над языковым материалом
Вспомните два произведения замечательного художника В. М. Васнецова: «После побоища Игоря Святославовича с половцами» и «Битва славян с кочевниками». В каком из них изображена динамическая картина, в каком — статическая?
Прочитайте отрывок из поэмы «Полтава» А. С. Пушкина. Выберите нужное словосочетание для его характеристики: «динамическое описание» — «статическое описание».
Швед, русский — колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть и ад со всех сторон.
(Динамика — движение, действие; статика — покой, неподвижность.)
Выпишите глаголы, которые передают действия воинов на поле боя, а затем — столбиком слова, рисующие звуковую картину боя. Какую часть речи использовал А. С. Пушкин для передачи звуков?
III. Мотивация учебной деятельности
Слово учителя
— Почему один глагол отвечает на вопрос что делать?, а другой на вопрос что сделать? Что скрывается за этими вопросами, какое содержание?
Ответ можно получить, если понаблюдать за пламенем обычного костра.
IV. Изучение нового материала
1. Объяснение учителя
— Может ли костёр гореть долго и почему? Да, может, если есть несгоревшие поленья, действие не дошло до предела и может ещё продолжаться; поэтому глагол гореть отвечает на вопрос что делать? Действие полностью выработалось, дошло до внутреннего предела и дальше продолжаться не может; поэтому глагол сгореть отвечает на вопрос что сделать?
Несовершенный вид обозначает действие непредельное, совершенный — предельное, а вид в целом — отношение действия к внутреннему пределу.
— А почему,— естественно, поинтересуетесь вы,— в примере рубил вчера действие закончилось, а глагол несовершенного вида, а в примере срублю завтра — действия ещё нет, а вид совершенный?
— Для вида не имеет значения, было действие или оно произойдёт в будущем; главное, как мы его мыслим,— предельным или непредельным. Рубил вчера — мог бы и ещё продолжать; срублю завтра — второй раз одно и тоже не срубишь; открывал ящик — допустим, неделю назад, но неизвестно, открыл ли; открою ящик — это уж обязательно, но, может быть, через неделю.
2. Работа с теоретическим материалом учебника (С. 39, 41)
3. Слово учителя
— Стройный порядок царит в огромной стране Русского языка.
В её Морфологии у ряда частей речи существует единственное и множественное число, у одного и того же глагола — несовершенный и совершенный вид, три наклонения и многое другое. Это смежные профессии слова: прилагательное сильный живёт во всех степенях сравнения, глагол решать проникает во все наклонения, существительное стол трудится и в единственном и во множественном числе и т. д.
Семафор открывает зелёную улицу в эту чудесную страну словам, обладающим всеми смежными профессиями,— глаголам, которые работают в трёх лицах, обоих видах, трёх наклонениях, существительным, у которых оба числа, и т. д.
Но вот неожиданно при проверке паспортов обнаружены глаголы, не имеющие смежной профессии в видах,— хлынуть, очнуться, отгреметь, воспрянуть. Это глаголы только совершенного вида.
— Провести расследование,— требуют люди страны.— Какое право на жизнь имеют глаголы с одним видом? Кто им дал эти права?
И вот начинается заседание суда.
— Обвиняемый глагол отгреметь и другие, приведённые выше, за чей счёт вы живёте на свете?
Растерялись глаголы, беспомощно посмотрели на суровые лица окружающих. И вдруг увидели, что им тепло и ободряюще улыбается Семантика.
Их защитник Семантика встала и обворожительно сказала:
— Высокий суд, уважаемые судьи, это работающие глаголы, они нужны обществу. И не лень, а их значение ограничивает их возможности. Смысловая однократность, мгновенность, результативность сопротивляются здесь образованию несовершенного вида. Эти глаголы хорошо, активно работают в своём значении — в нём они сильны.
И был оглашён оправдательный приговор.
V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся
1. Наблюдение над языковым материалом
а) Используя переходные и непереходные глаголы, ответьте на вопросы, запишите полученные словосочетания.
Ждать (чего?); подъехать (к чему? на чём? чем? к кому?); учить (что? по чему?); учиться (чему? у кого?); рассказать (что? о чём? кому?).
б) Переведите предложения на русский язык. Сравните падежные формы существительных в украинском и русских языках.
Галя більше не сперечалась, покірно дістала з кишені ключик, відімкнула шафу. Обережно, обома руками вийняла щоденник і понесла із залу.
2. Работа с упражнениями учебника
Упражнение 93 (устно); упражнения 96, 99 (письменно).
VI. Рефлексия. Подведение итогов урока
Беседа
• Какая форма глагола называется неопределённой?
• Какие окончания имеет неопределённая форма?
• Какие виды имеет глагол?
• Как связаны категории вида и времени?
VII. Домашнее задание
1. Выучить теоретический материал учебника (С. 39—42).
2. Выполнить упражнение 101 (письменно).