Неопределённая форма глагола. Совершенный и несовершенный вид глагола - ГЛАГОЛ - ВСЕ УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА 7 класс

Все уроки Русского языка 7 класс

Неопределённая форма глагола. Совершенный и несовершенный вид глагола - ГЛАГОЛ - ВСЕ УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА 7 класс

Цель: расширить и углубить знания о неопределенной форме глагола; дать понятие о видах глагола; научить определять виды глагола; совершенствовать навыки правописания.

Оборудование: учебник, учебные тексты.

Тип урока: комбинированный.

Развитие литературного языка теперь должно идти

путём изучения народной речи, путём развития глаголов,

столь обильных, ярких и мощных в народной речи.

А. Н. Толстой

ХОД УРОКА

I. Организационный этап


II. Актуализация опорных знаний

1. Беседа

• Какая часть речи называется глаголом?

• Как изменяются глаголы?

• Вспомните правило написания не с глаголами.

2. Наблюдение над языковым материалом

Вспомните два произведения замечательного художника В. М. Васнецова: «После побоища Игоря Святославовича с половцами» и «Битва славян с кочевниками». В каком из них изображена динамическая картина, в каком — статическая?

Прочитайте отрывок из поэмы «Полтава» А. С. Пушкина. Выберите нужное словосочетание для его характеристики: «динамическое описание» — «статическое описание».

Швед, русский — колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть и ад со всех сторон.

(Динамика — движение, действие; статика — покой, неподвижность.)

Выпишите глаголы, которые передают действия воинов на поле боя, а затем — столбиком слова, рисующие звуковую картину боя. Какую часть речи использовал А. С. Пушкин для передачи звуков?


III. Мотивация учебной деятельности

Слово учителя

— Почему один глагол отвечает на вопрос что делать?, а другой на вопрос что сделать? Что скрывается за этими вопросами, какое содержание?

Ответ можно получить, если понаблюдать за пламенем обычного костра.


IV. Изучение нового материала

1. Объяснение учителя

— Может ли костёр гореть долго и почему? Да, может, если есть несгоревшие поленья, действие не дошло до предела и может ещё продолжаться; поэтому глагол гореть отвечает на вопрос что делать? Действие полностью выработалось, дошло до внутреннего предела и дальше продолжаться не может; поэтому глагол сгореть отвечает на вопрос что сделать?

Несовершенный вид обозначает действие непредельное, совершенный — предельное, а вид в целом — отношение действия к внутреннему пределу.

— А почему,— естественно, поинтересуетесь вы,— в примере рубил вчера действие закончилось, а глагол несовершенного вида, а в примере срублю завтра — действия ещё нет, а вид совершенный?

— Для вида не имеет значения, было действие или оно произойдёт в будущем; главное, как мы его мыслим,— предельным или непредельным. Рубил вчера — мог бы и ещё продолжать; срублю завтра — второй раз одно и тоже не срубишь; открывал ящик — допустим, неделю назад, но неизвестно, открыл ли; открою ящик — это уж обязательно, но, может быть, через неделю.

2. Работа с теоретическим материалом учебника (С. 39, 41)

3. Слово учителя

— Стройный порядок царит в огромной стране Русского языка.

В её Морфологии у ряда частей речи существует единственное и множественное число, у одного и того же глагола — несовершенный и совершенный вид, три наклонения и многое другое. Это смежные профессии слова: прилагательное сильный живёт во всех степенях сравнения, глагол решать проникает во все наклонения, существительное стол трудится и в единственном и во множественном числе и т. д.

Семафор открывает зелёную улицу в эту чудесную страну словам, обладающим всеми смежными профессиями,— глаголам, которые работают в трёх лицах, обоих видах, трёх наклонениях, существительным, у которых оба числа, и т. д.

Но вот неожиданно при проверке паспортов обнаружены глаголы, не имеющие смежной профессии в видах,— хлынуть, очнуться, отгреметь, воспрянуть. Это глаголы только совершенного вида.

— Провести расследование,— требуют люди страны.— Какое право на жизнь имеют глаголы с одним видом? Кто им дал эти права?

И вот начинается заседание суда.

— Обвиняемый глагол отгреметь и другие, приведённые выше, за чей счёт вы живёте на свете?

Растерялись глаголы, беспомощно посмотрели на суровые лица окружающих. И вдруг увидели, что им тепло и ободряюще улыбается Семантика.

Их защитник Семантика встала и обворожительно сказала:

— Высокий суд, уважаемые судьи, это работающие глаголы, они нужны обществу. И не лень, а их значение ограничивает их возможности. Смысловая однократность, мгновенность, результативность сопротивляются здесь образованию несовершенного вида. Эти глаголы хорошо, активно работают в своём значении — в нём они сильны.

И был оглашён оправдательный приговор.


V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

1. Наблюдение над языковым материалом

а) Используя переходные и непереходные глаголы, ответьте на вопросы, запишите полученные словосочетания.

Ждать (чего?); подъехать (к чему? на чём? чем? к кому?); учить (что? по чему?); учиться (чему? у кого?); рассказать (что? о чём? кому?).

б) Переведите предложения на русский язык. Сравните падежные формы существительных в украинском и русских языках.

Галя більше не сперечалась, покірно дістала з кишені ключик, відімкнула шафу. Обережно, обома руками вийняла щоденник і понесла із залу.

2. Работа с упражнениями учебника

Упражнение 93 (устно); упражнения 96, 99 (письменно).


VI. Рефлексия. Подведение итогов урока

Беседа

• Какая форма глагола называется неопределённой?

• Какие окончания имеет неопределённая форма?

• Какие виды имеет глагол?

• Как связаны категории вида и времени?


VII. Домашнее задание

1. Выучить теоретический материал учебника (С. 39—42).

2. Выполнить упражнение 101 (письменно).






Для любых предложений по сайту: [email protected]