Все уроки Русского языка 7 класс
Изменение глаголов в настоящем и будущем времени - ГЛАГОЛ - ВСЕ УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА 7 класс
Цель: углубить и расширить знания учащихся об особенностях изменения глаголов в настоящем и будущем времени; научить правильно употреблять глаголы в форме настоящего и будущего времени; закрепить навыки написания форм глаголов 2-го лица единственного числа.
Оборудование: учебник, учебные тексты.
Тип урока: комбинированный.
Обращаться с языком кое-как —
значит и мыслить кое-как,
неточно, приблизительно, неверно.
А. Н. Толстой
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
1. Беседа
• Сколько времён имеет глагол в русском языке?
• Что обозначают глаголы в каждом времени?
• На что указывает форма прошедшего времени?
• Как образуются глаголы прошедшего времени?
2. Практическая работа
Выписать глаголы в прошедшем времени. Обозначить род каждого из них. Рядом записать недостающие формы рода и неопределённую форму. Поставить ударение.
1) Я сегодня сбилась с ног —
У меня пропал щенок.
Два часа его звала,
Два часа его ждала,
За уроки не садилась
И обедать не могла.
(С. Михалков)
2) Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась и расцвела.
(А. Пушкин)
III. Мотивация учебной деятельности
Слово учителя
— В далёком прошлом глаголов прошедшего времени не было, это были причастия с суффиксом -л-, употреблявшиеся для выражения прошедшего времени в сочетании со вспомогательным глаголом быть, который впоследствии в этих формах исчез.
Сегодня на уроке мы выясним, как образуются формы настоящего и будущего времени глаголов, как правильно употреблять их вместо форм прошедшего времени.
IV. Изучение нового материала
1. Объяснение учителя
Глаголы в форме настоящего времени обозначают действие, которое происходило до того, как о нём стали говорить (до момента речи): «Журавли летели быстро-быстро и кричали грустно, будто звали с собою». (А. П. Чехов)
Глаголы в форме настоящего времени обозначают действие, которое происходит сейчас, в то время, когда о нём говорят (в момент речи): «Травка зеленеет, солнышко блестит, ласточка с весною в сени к нам летит». (А. Плещеев)
В форме настоящего времени глаголы могут также обозначать действия постоянные или длительные: «Земля вращается вокруг Солнца» (действие постоянное); «Мой брат учится в средней школе» (действие длительное).
Глаголы в форме будущего времени обозначают действие, которое произойдёт после того, как о нём скажут (после момента речи): «Я вернусь, когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад». (С. Есенин)
Время и вид глагола тесно связаны друг с другом. Глаголы несовершенного вида имеют все три формы времени: решал — решает — будет решать. Глаголы же совершенного вида имеют только две формы — прошедшее и будущее: решил — решит. Настоящего времени эти глаголы не имеют.
V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений
1. Практическая работа
Прочитайте отрывок, укажите средства связи предложений в тексте. Весна приходит не сразу. Она начинает творить свою работу ещё среди метелей и морозов. И первый её дружный напор не сразу сгоняет снег с полей, не сразу согревает землю.
И всё-таки весна неодолима!
(Н. Сладков)
1) Определите, какое значение в отрывке текста имеют глаголы настоящего времени: обозначают действия, которые происходят в момент речи, или обозначают действия постоянные?
2) Переведите отрывок в прошедшее время, сохраняя вид глагола. Затем переведите отрывок в будущее время, изменяя вид глагола
2. Тренировочные упражнения
Упражнение 146 (устно), упражнения 147, 151, 152 (письменно).
3. Развитие навыков употребления в речи глаголов настоящего и будущего времени (составление диалогов по заданной ситуации)
1) Ваши родители приглашены на встречу с одноклассниками в город, где они когда-то учились. Однако они не уверены, можно ли вас оставить дома одного (одну) на несколько дней. Постарайтесь убедить родителей в том, что вы будете делать всё необходимое по дому, по хозяйству, что они могут ехать и не беспокоиться о вас.
2) Вы идёте по улице и неожиданно встречаете друга (подругу), с которым (которой) не виделись несколько лет. Расспросите друг друга о семье, товарищах, учёбе, увлечениях.
3) Вы хотите научиться варить овощной суп и просите подругу рассказать как это сделать. Начните так:
— Ты умеешь варить овощной суп? Я хочу, чтобы ты меня этому научила.
— Тогда слушай. Берёшь.
VI. Рефлексия. Подведение итогов урока
1. Беседа
• Какое действие обозначают глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени?
• Какие временные формы образуются от глаголов несовершенного вида, какие — от глаголов совершенного вида?
• Как изменяются глаголы прошедшего, настоящего и будущего времени?
• Каковы особенности образования глаголов прошедшего времени?
2. Заключительное слово учителя
— В речи часто используют одну форму времени в значении другой. Это делается для того, чтобы более живо рассказать о делах и событиях. Так, форма настоящего и будущего времени может употребляться в значении прошедшего. Настоящее время может использоваться в значении будущего.
VII. Домашнее задание
1. Выучить теоретический материал учебника.
2. Выполнить упражнение 153 (письменно).