Р.РД. Заголовок и его роль в тексте. Связь между предложениями в тексте - ГЛАГОЛ - ВСЕ УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА 7 класс

Все уроки Русского языка 7 класс

Р.РД. Заголовок и его роль в тексте. Связь между предложениями в тексте - ГЛАГОЛ - ВСЕ УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА 7 класс

Цель: продолжить работу над определением признаков текста и основных средств связи в нём; показать роль заголовка в тексте; научить прослеживать смысловую связь предложений в тексте.

Оборудование: учебник, учебные тексты, научно-популярный текст.

Тип урока: урок применения знаний и формирования умений.

Богатый, звучный, живой, отличающийся гибкостью ударений

и бесконечно разнообразный в звукоподражаниях,

способный к передаче тончайших оттенков,...

русский язык кажется нам созданным для поэзии.

П. Мериме

ХОД УРОКА

I. Организационный этап


II. Актуализация опорных знаний

1. Беседа

• Что такое текст?

• Какие признаки текста вам известны?

• Что значит говорить и писать на тему?

• Как связываются предложения в тексте?

2. Пояснительное слово учителя

Текст — это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически. Основные средства грамматической связи предложений в тексте — порядок предложений; порядок слов в предложениях; интонация.

Каждый текст создаётся на определённую тему. Тема текста — это то, о чём (или о ком) в нём говорится. Очень часто тема текста отражается в его заглавии.

В тексте предложения связаны не только общей темой, но и определённой идеей, основной мыслью.

Основная мысль текста — это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего он написан.

Основная мысль может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста. Но чаще всего её надо «найти» и сформулировать.

В тексте предложения могут быть связаны по смыслу последовательно, как бы по цепочке: второе — с первым, третье — со вторым и т. д.

Предложения в тексте могут связываться при помощи повторяющихся или однокоренных слов (трудом — без труда; верным слову — верность слову); местоимений (книгу — она; человек — он) и других языковых средств.

Предложения в тексте бывают и без сцепляющих слов. При этом все предложения, начиная со второго, и по смыслу, и грамматически связаны с первым. Они как бы развёртывают, конкретизируют его смысл. Такая связь предложений в тексте называется параллельной.


III. Мотивация учебной деятельности

Слово учителя

— В жизни каждому человеку приходится общаться с другими людьми, и он должен уметь ясно выражать свои мысли и правильно понимать чужие. Надеюсь, что сегодняшний урок научит вас видеть основные особенности текста, пересказывать его (устно и письменно) сжато и выборочно, готовиться к устным высказываниям, писать сочинения.


IV. Работа над культурой и развитием речи учащихся

1. Работа с теоретическим материалом учебника (упражнения 155, 159)

2. Самостоятельная работа учащихся

1) Прочитайте три текста. Озаглавьте первый и третий тексты побудительными предложениями, а второй — повествовательным восклицательным.

а) Очень хорошо пораньше встать, когда роса еще не сошла, и если тогда умываешься на воздухе, у ручья или у речки, то кажется, вместе с тобой мир умывается, и в мире в этом великом есть твой любящий друг, и он тоже где-то купается и о тебе думает. (М. Пришвин)

б) Лес еще спит. Но в нем уже отложила ворониха первое яйцо. Спит и вода. Но тайно — под снегом собираются ручейки, сбегаются в реки. (В. Бианки)

в) Дни — как ступеньки лестницы. По-разному можно пройти по ним; важно только, чтобы ежедневно подниматься на новую ступеньку, не стоять на месте или, того хуже, не спускаться вниз. (Н. Сладков)

• Объясните выражения: роса не сошла (подберите синонимы); мир улыбается (значение слова мир); подниматься на новую ступеньку (что имел в виду автор?).

• Выпишите возвратные глаголы, распределяя их по группам:

Возвратное значение (себя): ...

Взаимное значение (друг с другом): ...

Значение постоянного свойства (сам): ...

• Объясните орфограмму –тся /-ться. Составьте план своих действий для правильного решения орфографической задачи о правописании -тся /-ться в глаголах.

• Определите морфемный состав глаголов из второго текста.

2) Озаглавьте отрывок словами из текста так, чтобы в заголовке отразилось торжество прихода весны. Какие глаголы передают эмоциональный настрой автора? Назовите их.

Грянул весенний майский гром — всему живому языки развязал. Хлынули потоки звуков и затопили лес. Загремел в лесу май!

Бормочут хмурые совы. Трусливые зайцы покрикивают бесстрашно и громко. Дятлы исступленно бьют в звонкие сучки — барабаны. Полон лес свистов, криков, стуков и песен.

А в нагретой парной чащобе, где сердито бубнит ручей, пропищал первый комар. И белые бубенчики первых ландышей прозвучали чуть слышно. Звуки кругом, они доносятся с полей и лесов, с неба, с воды, из-под земли.

Гремит по всей земле май! (По Н. Сладкову)

• Определите, как построен текст. Найдите тезис и вывод. Как связаны между собой абзацы и предложения внутри абзацев: последовательно или параллельно?

• Какое явление жизни положено в основу описания прихода весны: звуки, краски или что-нибудь другое? Докажите свое решение, проанализировав глаголы во 2-м и 3-м абзацах. К какой тематической группе они относятся? В прямом или переносном значении употреблено большинство из них?

• Найдите во 2-м и 3-м абзацах зависимые от глаголов слова, которые поясняют, как происходят действия. Какие части речи передают признаки действия? Сделайте вывод, какая часть речи распространяет глагол, показывая признак действия.

• Попробуйте по образцу отрывка описать перемену в своей школе, используя глаголы со значением «процесс издавания звуков». Начните, например, так: «Но вот загремел звонок, и сразу...». Не забывайте конкретизировать действия с помощью зависимых слов.

3) Вспомните свои ощущения в конце учебного года. Напишите небольшое сочинение «Перед каникулами». Начните его так:

«К концу года я начинаю уставать. Мне не хочется... мне хочется...». Не ограничивайтесь глаголами в инфинитиве! Развивайте свою мысль!


V. Рефлексия. Подведение итогов урока

1. Беседа

• Что нового вы узнали о тексте?

• Какая связь предложений в тексте называется последовательной? Параллельной?

• Какую роль в тексте играет заголовок?

2. Заключительное слово учителя

Учиться говорить и писать, по словам академика Д. С. Лихачева, нужно все время. Поэтому возьмите на вооружение три совета:

• Больше читайте! «Читайте не торопясь..., запоминая, обдумывая, представляя себя в гуще тех событий и той обстановки, какими наполнена книга...» (К. Паустовский)

• Заведите записные книжки, «учитесь записывать звуки, движения, краски, запахи, слова, выражения». (М. Рыбникова)

• «Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать». (М. Горький)


VI. Домашнее задание

1. Повторить теоретические сведения о тексте.

2. Выполнить упражнение 162 (письменно).






Для любых предложений по сайту: [email protected]