Причастный оборот - ПРИЧАСТИЕ - ВСЕ УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА 7 класс

Все уроки Русского языка 7 класс

Причастный оборот - ПРИЧАСТИЕ - ВСЕ УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА 7 класс

Цель: дать понятие о причастном обороте и его месте по отношению к определяемому слову; познакомить с графическим обозначением причастного оборота в предложении; формировать практические умения определять границы причастного оборота.

Оборудование: учебник, учебные тексты.

Тип урока: комбинированный.

Язык применяется людьми для построения Речи.

Язык и речь существуют в единстве.

Б. Н. Головин

ХОД УРОКА

I. Организационный этап


II. Актуализация опорных знаний

1. Беседа

• Что называется причастием?

• Какие грамматические признаки глагола и прилагательного совмещает причастие?

• Как проверить написание безударного падежного окончания причастия?

2. Работа с языковым материалом

а) Найти словосочетание прилагательное + существительное:

1) стареющий человек,

2) чернеющая смородина,

3) седеющие волосы,

4) свежие семена,

5) склонившаяся берёза,

6) желтеющая нива.

б) Найти словосочетание причастие + существительное:

1) чёрная смородина,

2) спелый крыжовник,

3) горячая печь,

4) светлеющее небо,

5) колосистая рожь,

6) жёлтый карандаш.

в) Найти предложения, в которых использованы причастия.

1) Перед первооткрывателями открылась чудесная картина.

2) На скамейке сидел дремлющий старик.

3) Колба быстро наполнилась летучим газом.

4) летящая стая птиц повернула к лесу.

5) Горячее молоко надо пить небольшими глотками.

6) От горящего полена шло тепло.


III. Мотивация учебной деятельности

Слово учителя

— Причастие, как и прилагательное, определяет существительное. Причастие с зависимыми словами тоже относится к какому-нибудь существительному и определяет его. Но, в отличие от словосочетаний, с которыми вы сталкивались до сих пор, в эти словосочетания может входить не одно зависимое слово, а два и более.


IV. Изучение нового материала

1. а) Работа у доски

Скошенная (когда?) вчера (трава).

Скошенная (где?) у речки (трава).

Вывод: причастие в словосочетании может выступать как в качестве главного, так и зависимого слова, т. е. может подчинять себе другие слова.

б) Работа с записью на доске и в тетрадях

Написанная картина

написанная художником картина

написанная маслом картина

написанная известным художником прошлого века картина

Вывод: от определяемого слова к причастию можно поставить один вопрос (картина (какая?) написанная), от причастия к зависимым словам — несколько:



2. Ознакомление с теоретическим материалом учебника (С. 102—103)


V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

1. Творческая работа с языковым материалом

Прочитайте. Из слов, данных в скобках, образуйте причастный оборот, затем спишите, заключая в прямоугольник определяемое слово и выделяя причастный оборот запятыми.

На картине И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» изображена медведица с медвежатами (наслаждаться, в, лесная чаща, утренняя прохлада).

Ещё рано. Откуда-то снизу тянет сыростью и поднимается лёгкий туман (застилать, лесные дали, прозрачная дымка). Дремлют сосны (ещё, не сбросить, с себя, сон). Солнце (выглянуть, из-за горизонта) чуть золотит верхушки сосен. Сквозь просветы видны перистые облака (проплывать, высоко-высоко, над, деревья). Воздух (пахнуть, смола) чуть сыроват, прохладен и душист.

В чаще леса на полянке, у сосны (сломать, буря) расположились медведи. Два медвежонка, неуклюжие и смешные, вскарабкались на ствол сосны и играют, а медведица-мать смотрит на них. Третий (залезть, на, верхушка сосны) и с любопытством смотрит вниз, боясь высоты.

В этот ранний час в лесу тихо, никого не видно.

2. Работа с упражнениями учебника

Упражнение 265, 266 (письменно).


VI. Рефлексия. Подведение итогов урока

Беседа

• Что такое имя прилагательное, глагол, причастие?

• Что такое причастный оборот?

• Когда причастные обороты выделяются запятыми?


VII. Домашнее задание

1. Выучить теоретический материал учебника.

2. Выполнить упражнение 267 (письменно).






Для любых предложений по сайту: [email protected]