Действительные и страдательные причастия. Склонение причастий - ПРИЧАСТИЕ - ВСЕ УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА 7 класс

Все уроки Русского языка 7 класс

Действительные и страдательные причастия. Склонение причастий - ПРИЧАСТИЕ - ВСЕ УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА 7 класс

Цель: повторить вид глагола, спряжение, переходность, возвратность; дать понятие о разрядах причастий; вырабатывать умение распознавать действительные и страдательные причастия и правильно использовать их в речи.

Оборудование: учебник, учебные тексты, таблица.

Тип урока: комбинированный.

Человек всего более отличается от других

животных словом или языком; следственно,

наука языка есть истинно человеческая и важнейшая.

Н. М. Карамзин

ХОД УРОКА

I. Организационный этап


II. Актуализация опорных знаний

1. Беседа

• Какой оборот мы называем причастным?

• Расскажите об обособлении причастного оборота.

• На какие разряды делятся причастия в украинском языке?

• Признак какого предмета каждый из них обозначает?

2. Практическая работа с языковым материалом

Определить спряжение, вид, переходность выделенных глаголов, вставить недостающие буквы, образовать от этих глаголов возможные причастия.

а) Слава тебе — за твой подвиг в веках,

В мире прекраснее подвига нету,

Слава — за то, что на крепких плечах

Держ..шь огромную нашу планету.

Слава — за то, что дорогой мечты

С бодрою песней ты к солнцу шага..шь,

Вместе с друзьями возвод..шь мосты,

Реки смиря..шь и горы сдвига..шь.

Слава — за то, что в космической мгле

Смело ведёшь ты корабль серебристый.

Слава — за то, что на нашей земле

Голос звучит твой высокий и чистый.

б) Притихший лес одежду сброс..л.

Прошёл сквозь чащу бурелом.

Что делать? Всех задела осень

Своим безжалостным крылом.


III. Мотивация учебной деятельности

Слово учителя

— В древнерусском языке причастия настоящего времени образовывались с помощью суффиксов -уч, -юч, -ач, -яч, которые сохранились в современном украинском языке. В русском языке причастия с этими суффиксами перешли в прилагательные (горячий, колючий и др.), а для образования причастий используются суффиксы -ущ, -ющ, -ащ, -ящ.

В украинском языке (в отличие от русского) очень редко используются причастия на -вший, -ший, чаще на -лий (эта форма несвойственна русскому языку).


IV. Изучение нового материала

1. Объяснение учителя

— Действительные причастия обозначают признак того предмета, который сам производит действие: «Нынче в пять часов утра, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов, растущих в скромном палисаднике». (М. Лермонтов)

Страдательные причастия обозначают признак того предмета, который испытывает на себе действие со стороны другого предмета: «Утомлённый долгой речью, я закрыл глаза и зевнул». (М. Лермонтов)

2. Работа с таблицей (с комментариями учителя)


Действительные причастия

Страдательные причастия

Настоящего времени

Прошедшего времени

Настоящего времени

Прошедшего времени

Вдруг на яркой полосе, пересекающей пол, промелькнула тень. (М. Лермонтов)

В сенях она опрокинула чайник и свечу, стоявшую на полу. (М. Лермонтов)

Дубовый листок оторвался от ветки родимой и в степь укатился, жестокою бурей гонимый. (М. Лермонтов)

Голова Машука дымилась, как загашенный факел. (М. Лермонтов)


3. Ознакомление с теоретическим материалом учебника (С. 98—99)


V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

1. Практическая работа с языковым материалом

Запишите вначале словосочетания «действительное причастие + существительное», затем «страдательное причастие + существительное». Обозначьте главное слово словосочетания. С любыми двумя словосочетаниями составьте предложения.

За чернеющим лесом; сорванные травы; смешанным лесом; расчищенные дорожки; на пестреющем лугу; от надвигающейся тучи; вьющуюся зелень; о движущемся циклоне; у обуглившегося пня; поющие соловьи; вспыхнувшее пламя; к чернеющему лесу; преодолимые препятствия; невидимые следы.

2. Работа с упражнениями учебника

Упражнение 257 (устно), упражнения 256, 258 (письменно).


VI. Рефлексия. Подведение итогов урока

Беседа

• На какие разряды делятся причастия в русском языке?

• Что обозначают действительные причастия?

• Что обозначают страдательные причастия?

• Какие глагольные формы присущи причастию?


VII. Домашнее задание

1. Выучить теоретический материал учебника.

2. Выполнить упражнение 261 (письменно).






Для любых предложений по сайту: [email protected]