Образование и правописание страдательных причастий настоящего и прошедшего времени - ПРИЧАСТИЕ - ВСЕ УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА 7 класс

Все уроки Русского языка 7 класс

Образование и правописание страдательных причастий настоящего и прошедшего времени - ПРИЧАСТИЕ - ВСЕ УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА 7 класс

Цель: ознакомить со способами образования страдательных причастий настоящего и прошедшего времени; вырабатывать умение находить такие причастия в предложении и обосновывать выбор гласной в их суффиксах.

Оборудование: учебник, учебные тексты, таблица.

Тип урока: комбинированный.

Русский язык в умелых руках и в опытных устах — красив, певуч,

выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.

А. И. Куприн

ХОД УРОКА

I. Организационный этап


II. Актуализация опорных знаний

1. Беседа

• На какие разряды делятся причастия?

• Как образуются действительные причастия настоящего и прошедшего времени?

• Каковы особенности образования причастий от возвратных глаголов?

2. Практическая работа с языковым материалом

Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя недостающие запятые. Обозначьте суффиксы причастий и укажите сокращенно время причастий.

а) В один особенно солнечный день стали вын..мать, с треском выд..рать сверка..щие на солнце зимни.. рамы. б) Стали по вечерам заводить свои дремотные м..чтательные и усп..коительные трели лягушки на пруду, в медленно густе..щей весе(н, нн)ей темн..те обеща...щей ночью благодатный, тёплый дождь. в) Был июн(?)ский вечер, во дворе уже пахло холоде..щей травой. г) Тишина и блеск, бел..зна толстых от снега крыш, по-зимнему ни..кий, утонувший в снегах красновато черне..щий голыми суч(?)ями сад, наша заветная столетняя ель поднимающая свою остр.. (черно) зелен.. вершину в син.. ярк.. небо. д) Солнце пр..гревало сухое крыльцо, ярко и нежно зелене..щий двор и ещё ни..кий, сквозной, однако уже по-весеннему сере..щий в мягк..м блеске сад.

(И. А. Бунин)


III. Мотивация учебной деятельности

Слово учителя

— Страдательные причастия сравнительно редко употребляются в речи. Большинство из них употребляются в книжных стилях. Страдательные причастия настоящего времени образуются только от переходных глаголов несовершенного вида, и даже среди этих глаголов далеко не все имеют данную форму (например, петь, строить, говорить, шить и многие другие).


IV. Изучение нового материала

1. Ознакомление с таблицей образования страдательных причастий

(с комментарием учителя) (см. табл. на след. странице)

2. Ознакомление с теоретическим материалом учебника (С. 109—110)


V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

1. Практическая работа

Спишите, расставляя пропущенные запятые. Подчеркните причастия как члены предложения. Обозначьте суффиксы причастий. Укажите падеж, число и род причастий.

а) Мы рас..матр..вали сотни горных пород, то завязанных в узлы то падавших волнистыми пл..стами то св..савших над головой квадратными плитами. б) Зеленоватый сумр..чный воздух наполненный солнечн.. м дымом и ж..лтыми отсветами скал струился над ними. в) Нескошенные луга так душ..сты, что с(не)привычки туманится и тяжеле..т голова. г) Из последних сил, перелезая через завалы, изодранные и окровавленные, мы добрались до лесистого бугра и упали на тёплую землю, в зар..сли ландышей. д) Из деревни изредка доносился запах только что испечённого ч..рного хлеба.

(К. Г. Паустовский)

2. Работа с упражнениями учебника

Упражнение 284 (устно), упражнения 285, 286, 287 (письменно).


VI. Рефлексия. Подведение итогов урока

Беседа

• Какие причастия называются страдательными?

• Как образуются страдательные причастия настоящего времени?

• Как образуются страдательные причастия прошедшего времени?

• К каким основам присоединяется суффикс -нн-, а к каким -енн- (-ённ-)?


Действительные причастия

Страдательные причастия

Время

От каких глаголов образуются

Спряжение

Суффиксы

Примеры

От каких глаголов образуются

Спряжение

Суффиксы

Примеры

Настоящее время

Несовершенного вида (переходных и непереходных)




Несовершенного вида (переходных)




Несут

Работают

Дышат

Красят

I

I

II

II

-ущ-

-ющ-

-ащ-

-ящ-

Несущий

Работающий

Дышащий

Красящий

Читают

Ведут

Гонят

I

I

II

-ем-

-ом-

-им-

Читаемый

Ведомый

Гонимый

Прошедшее время

Совершенного и несовершенного вида (переходных и непереходных)



Совершенного и несовершенного вида (переходных)



Строить

Засеять

Расколоться


-вш-

Строивший

Засеявший

Расколовшийся

Прочитать

Сеять


-нн-

Прочитанный

Сеянный

Рыть

Нести

Стереть (стёр)


-ш-

Рывший

Нёсший

Стёрший

Растереть

Сжать


Увидеть

Построить

Принести


-т-



-енн-

Растёртый

Сжатый


Увиденный

Построенный

Принесённый


VII. Домашнее задание

1. Выучить теоретический материал учебника (С. 109—110).

2. Выполнить упражнение 289 (письменно).






Для любых предложений по сайту: [email protected]