Все уроки Русского языка 7 класс
Образование и правописание страдательных причастий настоящего и прошедшего времени - ПРИЧАСТИЕ - ВСЕ УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА 7 класс
Цель: ознакомить со способами образования страдательных причастий настоящего и прошедшего времени; вырабатывать умение находить такие причастия в предложении и обосновывать выбор гласной в их суффиксах.
Оборудование: учебник, учебные тексты, таблица.
Тип урока: комбинированный.
Русский язык в умелых руках и в опытных устах — красив, певуч,
выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.
А. И. Куприн
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
1. Беседа
• На какие разряды делятся причастия?
• Как образуются действительные причастия настоящего и прошедшего времени?
• Каковы особенности образования причастий от возвратных глаголов?
2. Практическая работа с языковым материалом
Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя недостающие запятые. Обозначьте суффиксы причастий и укажите сокращенно время причастий.
а) В один особенно солнечный день стали вын..мать, с треском выд..рать сверка..щие на солнце зимни.. рамы. б) Стали по вечерам заводить свои дремотные м..чтательные и усп..коительные трели лягушки на пруду, в медленно густе..щей весе(н, нн)ей темн..те обеща...щей ночью благодатный, тёплый дождь. в) Был июн(?)ский вечер, во дворе уже пахло холоде..щей травой. г) Тишина и блеск, бел..зна толстых от снега крыш, по-зимнему ни..кий, утонувший в снегах красновато черне..щий голыми суч(?)ями сад, наша заветная столетняя ель поднимающая свою остр.. (черно) зелен.. вершину в син.. ярк.. небо. д) Солнце пр..гревало сухое крыльцо, ярко и нежно зелене..щий двор и ещё ни..кий, сквозной, однако уже по-весеннему сере..щий в мягк..м блеске сад.
(И. А. Бунин)
III. Мотивация учебной деятельности
Слово учителя
— Страдательные причастия сравнительно редко употребляются в речи. Большинство из них употребляются в книжных стилях. Страдательные причастия настоящего времени образуются только от переходных глаголов несовершенного вида, и даже среди этих глаголов далеко не все имеют данную форму (например, петь, строить, говорить, шить и многие другие).
IV. Изучение нового материала
1. Ознакомление с таблицей образования страдательных причастий
(с комментарием учителя) (см. табл. на след. странице)
2. Ознакомление с теоретическим материалом учебника (С. 109—110)
V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся
1. Практическая работа
Спишите, расставляя пропущенные запятые. Подчеркните причастия как члены предложения. Обозначьте суффиксы причастий. Укажите падеж, число и род причастий.
а) Мы рас..матр..вали сотни горных пород, то завязанных в узлы то падавших волнистыми пл..стами то св..савших над головой квадратными плитами. б) Зеленоватый сумр..чный воздух наполненный солнечн.. м дымом и ж..лтыми отсветами скал струился над ними. в) Нескошенные луга так душ..сты, что с(не)привычки туманится и тяжеле..т голова. г) Из последних сил, перелезая через завалы, изодранные и окровавленные, мы добрались до лесистого бугра и упали на тёплую землю, в зар..сли ландышей. д) Из деревни изредка доносился запах только что испечённого ч..рного хлеба.
(К. Г. Паустовский)
2. Работа с упражнениями учебника
Упражнение 284 (устно), упражнения 285, 286, 287 (письменно).
VI. Рефлексия. Подведение итогов урока
Беседа
• Какие причастия называются страдательными?
• Как образуются страдательные причастия настоящего времени?
• Как образуются страдательные причастия прошедшего времени?
• К каким основам присоединяется суффикс -нн-, а к каким -енн- (-ённ-)?
| Действительные причастия | Страдательные причастия | |||||||
| Время | От каких глаголов образуются | Спряжение | Суффиксы | Примеры | От каких глаголов образуются | Спряжение | Суффиксы | Примеры | 
| Настоящее время | Несовершенного вида (переходных и непереходных) | Несовершенного вида (переходных) | ||||||
| Несут Работают Дышат Красят | I I II II | -ущ- -ющ- -ащ- -ящ- | Несущий Работающий Дышащий Красящий | Читают Ведут Гонят | I I II | -ем- -ом- -им- | Читаемый Ведомый Гонимый | |
| Прошедшее время | Совершенного и несовершенного вида (переходных и непереходных) | Совершенного и несовершенного вида (переходных) | ||||||
| Строить Засеять Расколоться | -вш- | Строивший Засеявший Расколовшийся | Прочитать Сеять | -нн- | Прочитанный Сеянный | |||
| Рыть Нести Стереть (стёр) | -ш- | Рывший Нёсший Стёрший | Растереть Сжать Увидеть Построить Принести | -т- -енн- | Растёртый Сжатый Увиденный Построенный Принесённый | |||
VII. Домашнее задание
1. Выучить теоретический материал учебника (С. 109—110).
2. Выполнить упражнение 289 (письменно).