Образование и правописание действительных причастий настоящего и прошедшего времени - ПРИЧАСТИЕ - ВСЕ УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА 7 класс

Все уроки Русского языка 7 класс

Образование и правописание действительных причастий настоящего и прошедшего времени - ПРИЧАСТИЕ - ВСЕ УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА 7 класс

Цель: ознакомить с образованием и написанием действительных причастий настоящего и прошедшего времени; отработать навык написания гласных перед суффиксами причастий.

Оборудование: учебник, учебные тексты, схемы.

Тип урока: комбинированный.

Причастия... обыкновенно избегаются в разговоре.

Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга,

метущий комнату; мы говорим: которая скачет,

который метёт и пр.,— заменяя выразительную

краткость причастия вялым оборотом.

А. С. Пушкин

ХОД УРОКА

I. Организационный этап


II. Актуализация опорных знаний

1. Беседа

• Приведите примеры действительных и страдательных причастий.

• Чем отличаются действительные причастия от страдательных?

• Какие формы времени имеют причастия?

2. Практическая работа

В данные словосочетания вставить слова, обозначающие того, кто производит действие.

Решённая задача, разбитое стекло, просыпанный сахар, сыгранная роль, выполненное задание, выстиранное бельё, услышанный голос, отнятая игрушка, подросший щенок, спрятанная вещь.

Сочетания слов, составленные при выполнении предыдущего задания, включить в предложения. Записать их.


III. Мотивация учебной деятельности

Слово учителя

— Известно, что причастие совмещает в себе признаки двух частей речи — глагола и прилагательного. И если грамматические признаки имени прилагательного у всех причастий в основном однородны, то глагольные свойства по-разному проявляются в разных типах причастий.

Как и глагол, причастие обладает категориями времени, вида, возвратности.

Действительные причастия настоящего времени (несущий, зовущий, говорящий) способны передавать те же временные значения, что и спрягаемые формы глагола, например, значение настоящего времени постоянного признака или действия (Земля, вращающаяся вокруг Солнца).


IV. Изучение нового материала

1. Работа со схемами (с комментариями учителя)


Схема 1

Действительные причастия образуются от глаголов переходных и непереходных

Настоящего времени несовершенного вида

Прошедшего времени несовершенного и совершенного вида

-ущ- (-ющ-) — читающий

-ащ- (-ящ-) — стоящий

-вш- — читавший

-ш- — нёсший


Схема 2

Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени

Действительные

От глаголов наст. вр. несоверш. вида

Колеблют (I спр.)

Колеблющий

Слышат (II спр.)

Слышащий

От глаголов

I спряжения -ущ-, -ющ-

II спряжения -ащ-, -ящ-


2. Ознакомление с теоретическим материалом учебника (С. 107—108)


V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

1. Объяснительный диктант

Обозначить суффиксы и окончания причастий и объяснить их правописание. Указать падеж существительного, к которому относится причастие.

Тающий на солнце снег, весело щебечущими птицами, борющегося за здоровье больного врача, звонко лающим щенком, колышущий знамя ветер, зависящим от результатов работы выводом, хлопочущая на кухне хозяйка, рокочущего мотора самолёта, тяжело дышащим больным, строящую детсад бригаду, терпящий бедствие катер, весело тараторящих сорок, служащий солдатом брат, успешно лечащему врачу, держащего первенство спортсмена, шепчущие на ветру берёзы.

2. Работа с упражнениями учебника

Упражнения 276, 277 (устно), упражнения 279, 280 (письменно).


VI. Рефлексия. Подведение итогов урока

Беседа

• Как образуются действительные причастия настоящего и прошедшего времени?

• От чего зависит выбор гласной в суффиксах причастий настоящего времени?

• От чего зависит выбор суффиксов для образования действительных причастий прошедшего времени?


VII. Домашнее задание

1. Выучить теоретический материал учебника.

2. Выполнить упражнение 281 (письменно).






Для любых предложений по сайту: [email protected]