Полные и краткие страдательные причастия - ПРИЧАСТИЕ - ВСЕ УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА 7 класс

Все уроки Русского языка 7 класс

Полные и краткие страдательные причастия - ПРИЧАСТИЕ - ВСЕ УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА 7 класс

Цель: дать понятие о кратких страдательных причастиях, об их синтаксической роли в предложении; учить распознавать полные и краткие формы причастий и употреблять их в речи.

Оборудование: учебник, учебные тексты, таблица.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Перед вами громада — русский язык.

Наслажденье глубокое зовёт вас,

наслажденье погрузиться во всю

неизмеримость его и изловить чудные законы его.

Н. В. Гоголь

ХОД УРОКА

I. Организационный этап


II. Актуализация опорных знаний

Беседа

• В написании каких глагольных форм необходимо знать спряжение глагола? (В написании глаголов настоящего и будущего времени, причастий настоящего времени.)

• От каких глаголов (переходных или непереходных) образуются страдательные причастия?

• От глаголов какого вида образуются страдательные причастия настоящего времени?

• От глаголов какого вида образуются страдательные причастия прошедшего времени?

• С помощью каких суффиксов образуются страдательные причастия прошедшего времени?

• От чего зависит выбор суффикса?


III. Мотивация учебной деятельности

Слово учителя

— Краткие формы причастий в основном характерны для книжной речи. В научной речи они выступают в роли сказуемого, сохраняя значение глагольности. (Результаты получены. Величина измерена.)

Эти формы причастий употребительны и в поэтическом языке. Например, в пословицах, загадках в описаниях проявляются их свойства обозначать такое прошлое действие, результат которого сохраняется и в настоящем. (Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита.)


IV. Изучение нового материала

1. Наблюдение над языковым материалом

а) Прочитайте, соблюдая ударение. Определите род, число причастий.

Выделите окончания и суффиксы.

Внесенный

заданный

начатый

добытый

внесён

задан

начат

добыт

внесена

задана

начата

добыта

внесено

задано

начато

добыто

внесены

заданы

начаты

добыты


Вывод: краткие страдательные причастия изменяются по числам, а в единственном числе — по родам.

В кратких страдательных причастиях женского рода ударение чаще всего делается на последнем слоге.

б) Рассмотрите таблицу. В чём сходство и различие в образовании и правописании полных и кратких прилагательных и причастий?


Качественные прилагательные

Страдательные причастия

Полные

Краткие

Полные

Краткие

драгоценный

драгоценен

созданный

создан

драгоценная

драгоценна

созданная

создана

драгоценное

драгоценно

созданное

создано

драгоценные

драгоценны

созданные

созданы


Суффиксам -нн- и -енн- (-ённ-) полных страдательных причастий соответствуют суффиксы -н- и -ен- (-ён-) кратких.

в) Переведите на русский язык. Подчеркните грамматическую основу.

Воду нагріто. План затверджено. Умови створено. Шлях відкрито. Комiсiю обрано.

Вывод: краткие причастия так же, как и краткие прилагательные, в предложении являются сказуемыми: «Великий путь пройден нашей Родиной. Человек рождён для счастья, как птица для полёта».


V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

1. Практическая работа с языковым материалом

Замените полные причастия краткими, выделяя в них суффиксы. Образец: потерянное время — время потеряно.

Составьте с выделенным причастием два словосочетания «причастие + существительное».

Обещ..нный отдых, засе..нное поле, сожж..нное письмо, застреленная птица, услыш..нный ответ, нарисов..нный портрет, отправленная корреспонденция, собр..ный урожай, скош..нная трава, выращенный колхозниками, задерж..нный пограничниками, накормл..нный ребёнок, получ..нный ответ, воплощ..нный замысел, запрещ..нный приём, освещ..нный зал, развеш..нная мука, взвеш..нные картины.

2. Работа с упражнениями учебника

Упражнение 296 (устно), упражнения 297, 298 (письменно).


VI. Рефлексия. Подведение итогов урока

Беседа

• Какие формы могут иметь страдательные причастия?

• Как изменяются краткие страдательные причастия?

• Какие суффиксы присущи кратким страдательным причастиям?


VII. Домашнее задание

1. Выучить теоретический материал учебника (С. 113—114).

2. Выполнить упражнение 300 (письменно).






Для любых предложений по сайту: [email protected]