Все уроки Русского языка 7 класс
Р.РД. Подробное (письменное) изложение текста, содержащего описание процесса труда - ПРИЧАСТИЕ - ВСЕ УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА 7 класс
Цель: познакомить учащихся с особенностями описания трудового процесса в художественном тексте; вырабатывать умение включать такое описание в повествование — создавать на основе данного свой текст — описание процесса труда.
Оборудование: учебник, учебные тексты, текст изложения.
Тип урока: урок применения знаний и формирование умений.
Язык особенно требует тщательного отбора всего
лучшего, что в нём есть — ясного, точного, красочного,
звучного и дальнейшего развития этого лучшего.
М. Горький
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
Беседа
• Какие стили и типы речи вам известны?
• Зачем в художественном стиле нужны все три типа речи?
• Какое место занимает трудовой процесс в жизни человека?
• Какова роль описания трудового процесса в художественном тексте?
III. Мотивация учебной деятельности
Слово учителя
— Художественное описание трудового процесса почти всегда подчинено задаче охарактеризовать человека во время работы, показать его отношение к труду, результаты его труда. Поэтому в таком описании даётся образное, картинное отражение трудовых действий человека и продуктов его труда, при этом обращается особое внимание на такие детали, которые помогают создать представление о самом человеке.
IV. Работа над темой урока
1. Чтение текста учителем
АЭРОГРАФИСТ
...Три года учения позади. Надя сделалась художником-аэрографистом на Дулевском фарфоровом заводе.
Работа оказалась интересной, хотя и не совсем такой, какой с детства представлялась Наде. Ей думалось, что живописец, сидя за столом, маленькими кисточками рисует на чашках всё, что взбредёт ему в голову.
Оказалось, что рисунок вовсе не определяется фантазией отдельного живописца. Рисунки разрабатываются специальными художниками и принимаются взыскательной художественной комиссией. И только принятый и утверждённый рисунок «запускается» в производство большими сериями.
Надя сидит за своим рабочим столом и с удовольствием наносит на чайные чашки узор, который называется «белый горошек».
Перевёрнутая вверх дном, пока ещё совершенно белая чашка кладётся на вращающуюся подставку, которая называется «турнеткой». К чашке плотно прилегает трафарет — нечто очень похожее на большого паука с проволочными ножками. Каждая ножка заканчивается кружочком, плотно лежащим на поверхности чашки. Левой рукой Надя медленно вращает турнетку, а правой берёт аэрограф и нажимает кнопку. Струя распылённой краски ровно ложится на фарфор, а места, закрытые кружочками, по-прежнему остаются белыми. Когда Надя осторожно снимает «паука», то на бледной поверхности чашки, как бы покрытой синеватой полутенью, виден красивый симметричный узор из крупных ярко-белых горошин.
Наде всё здесь нравится. Чистота и тишина в цехе. Приятная на ощупь, прохладная под пальцами поверхность фарфора. И своя работа — весёлая, спорая и аккуратная.
А вечерами после работы нередко берёт Надя в руки карандаш и придумывает всякие орнаменты. Очень хочется ей создать свой, оригинальный, неповторимый узор. Это её мечта. А мечты, говорят, сбываются. (234 сл.)
2. Комментарий учителя к тексту
Текст представляет собой отрывок из научно-популярной статьи о профессии, в повествование включены элементы делового описания процесса труда.
3. Беседа по содержанию текста
Что вы узнали о профессии аэрографиста? Выделите в тексте повествование и описание. Вспомните, какие действия и в какой последовательности выполняет девушка. (Записываются глаголы.) Назовите инструменты, которыми она пользуется. (На доске записываются слова аэрограф, трафарет, турнетка.) Какие слова выражают отношение Нади к своей работе? О чём мечтает молодая работница? Выясните значение слов орнамент, оригинальный. Проверьте правописание слов фарфор, фантазия. С глаголами придумать, принимать, представлять составьте словосочетания. Согласуйте причастие с определяемым словом: на вращающ..ся подставку; кружочком, лежащ.. на поверхности.
Составьте предложение с причастным оборотом, стоящим после определяемого слова. По самостоятельно составленному плану напишите подробное изложение, озаглавьте его.
4. Повторное чтение текста учителем
5. Работа над изложением в черновиках
6. Чтение учащимися текстов и их редактирование
V. Домашнее задание
Закончить работу над описанием процесса труда.