Не с причастиями - ПРИЧАСТИЕ - ВСЕ УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА 7 класс

Все уроки Русского языка 7 класс

Не с причастиями - ПРИЧАСТИЕ - ВСЕ УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА 7 класс

Цель: ознакомить с правилом написания не с причастиями; формировать умение различать не- — приставку, не- — часть корня, не — частицу; повторить написание не с различными частями речи.

Оборудование: учебник, учебные тексты, таблицы.

Тип урока: комбинированный.

Язык — инструмент, необходимо хорошо

знать его, хорошо им владеть.

А. М. Горький

ХОД УРОКА

I. Организационный этап


II. Актуализация опорных знаний

1. Беседа

• В каких случаях в страдательных причастиях перед н и нн пишется -а(-я), а в каких -е?

• В написании каких глагольных форм необходимо знать гласную (глагольный суффикс) перед окончанием -ь?

2. Практическая работа

Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Расставьте недостающие запятые.

Никита (не) спеша оделся и пош..л по дли(н, нн)ому к..ридору, где тепло и уютно пахло печами. Налево от этого к..ридора на южной стороне дома были расположе(н, нн)ы зимние комнаты, натопле(н, нн)ые и жилые. Направ.., с северной стороны, было пять летних, наполовину пустых комнат. Здесь огромные изразцовые печи протапливались раз в неделю, хрустальные люстры висели окута(н, нн)ые марлей.

Никита с трудом пр..открыл дубовую двухстворчатую дверь и на ц..почках пош..л по пустым комнатам. Сквозь полукруглые окна был виде(н, нн) сад завале(н, нн)ый снегом. Деревья стояли неподвижно, опустив белые ветви. Заросли с..рени с двух сторон балко(н, нн)ой лестниц.. пр..гнулись под снегом.

(По А. Н. Толстому)


III. Мотивация учебной деятельности

Слово учителя

— Не с причастиями пишется одинаково в русском и украинском языках, поэтому правила, которые мы будем изучать сегодня, вам известны.

Краткие причастия пишутся с не раздельно: они стоят к глаголу значительно ближе, чем полные. В предложении, как и глагол, они выступают в качестве сказуемого. Сравним: Работа не закончена.— Работу не закончили; Ошибка не исправлена. — Ошибку не исправили.

Полные причастия без пояснительного слова ближе к прилагательному, чем к глаголу. К ним, как и к прилагательным с не, часто можно подобрать синоним: непрекращающийся ливень — долгий, продолжительный; непричёсанная голова — лохматая.

Полные причастия с пояснительными словами приближаются по своему лексико-грамматическому значению к глаголу. Если у причастия есть зависимое слово, то его, как правило, из предложения не уберёшь без искажения мысли, её оттенка.

Светлая заря, ещё (не закрытая) чёрной приближающеёся тучей, озарила розовым светом нашу спальню. (Не смолкавшие) ни на минуту раскаты грома сковали нас и держали в состоянии непрекращающегося страха. Казалось, что какая-то сила снесёт наш домик, стоящий на высоком берегу и ничем (не защищённый) от ветров.


IV. Изучение нового материала

1. Анализ языкового материала


Не с причастиями


Нескошенная трава

Нерешённая задача

Неисследованная местность

l

Нет пояснительного слова — пиши слитно

Трава, не скошенная вовремя

Задача, не решённая мной

Никем не исследованная местность

l

Есть пояснительное слово — пиши раздельно

С краткими причастиями не пишется всегда раздельно: трава не скошена


2. Работа с таблицей (обобщение правил написания не с изученными ранее частями речи)

Слитное и раздельное написание не с различными частями речи.


Не пишется


Слитно

Раздельно

1. Если слово (любой части речи) не употребляется без не.

2. Если имя существительное, прилагательное и наречие на о можно заменить близким по значению словом.

3. С неопределёнными и отрицательными местоимениями (при отсутствии предлога).

4. С полными причастиями, которые не имеют при себе пояснительных слов

1. Если к слову (любой части речи) есть противопоставление.

2. С неопределёнными и отрицательными местоимениями при наличии предлога.

3. С глаголами.

4. С краткими причастиями.

5. С полными причастиями, при которых есть пояснительные слова.

6. С деепричастиями


3. Ознакомление с теоретическим материалом учебника (С. 131—132)


V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

1. Практическая работа с языковым материалом

Раскройте скобки. Объясните правописание не.

Мы незаметно стали (не) почтительны с хлебом. Хлеб, которого нашим дедам (не) хватало за обеденным столом, порой выбрасывают в мусор, несут в пойло телёнку.. Полежал (не) прикрытый хлеб — загрубел. Подумаешь ... (не) доел кусочек. Такая малость — подумаешь. А, может быть, и в самом деле — подумаем. Прикинем: если каждый из нас за год выбросит хотя бы два килограмма хлеба, это же почти полмиллиона тонн.

(Из журнала)

2. Перевести упражнения на русский язык.

Сравнить написание не с причастиями в двух родственных языках

1) У нашому класі не залишилось жодного невстигаючого учня. 2) Неповторюваний матеріал швидко забувається. 3) На кінець третьої чверті в школі не лишилось жодного учня, який не встигав з російської мови. 4) Не повторюваний по декілька разів матеріал швидко забувається. 5) Там починались незасіяні поля. 6) У лісі стояла нічим не порушувана тиша. 7) Нерозв’язана задача була не дуже складна.

3. Работа с упражнениями учебника

Упражнения 347, 351 (письменно).


VI. Рефлексия. Подведение итогов урока

Беседа

• Как пишется не с разными частями речи?

• Когда не с причастиями пишется раздельно?

• Когда не с причастиями пишется слитно?

• Приведите примеры слитного и раздельного написания не с причастиями.

• Как пишется не с причастиями в украинском языке?


VII. Домашнее задание

1. Выучить теоретический материал по теме урока.

2. Выполнить упражнение 354 (письменно).






Для любых предложений по сайту: [email protected]