Р.РД. Слушание-понимание художественного текста повествовательного характера, содержащего описание ситуаций общения, включающих диалог - ДЕЕПРИЧАСТИЕ - ВСЕ УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА 7 класс

Все уроки Русского языка 7 класс

Р.РД. Слушание-понимание художественного текста повествовательного характера, содержащего описание ситуаций общения, включающих диалог - ДЕЕПРИЧАСТИЕ - ВСЕ УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА 7 класс

Цель: развитие навыков слушания-понимания художественного текста; определять его основную мысль, способы связи предложений в тексте; совершенствование навыков пересказывать содержание прослушанного текста.

Оборудование: учебные тексты.

Тип урока: урок применения знаний и формирования умений.

Два уха и один язык нам даны для того,

чтобы больше слушать и меньше говорить.

Зенон

ХОД УРОКА

I. Организационный этап


II. Актуализация опорных знаний

Беседа

• Какую роль играет общение в вашей жизни?

• Нужно ли учиться слушать?

• Сделайте вывод о значении слушания в общении людей. Прочитайте пословицы о слушании, соединив линиями их части.

Выберите одну, которая вам больше понравилась, и объясните её смысл.

Красно поле пшеном,

лучше пустого болтания.

Поменьше говори —

молчание — золото.

Доброе молчание

кто слушает — пожинает.

Слово — серебро,

с собой побольше.

Говори с другими поменьше,

побольше услышь.

Кто говорит, тот сеет,

а человек умом.


III. Мотивация учебной деятельности

Слово учителя

— Задумывались ли вы над тем, каким образом пополняются ваши знания о мире? Благодаря чему вы имеете возможность контролировать, исправлять собственную речь и оценивать высказывания других? Конечно же, благодаря таким видам речевой деятельности, как слушание и чтение.


IV. Работа над темой урока

1. Объяснение учителя

— Слушание — это смысловое восприятие звучащей речи.

В зависимости от цели слушания выделяют такие его виды:

1) Глобальное: высказывание воспринимается в общих чертах, в целом, без установки на запоминание подробностей. В результате такого слушания человек обычно может ответить на вопросы: о чём шла речь, какова главная мысль сообщения? Так обычно слушают теле-, радиопередачи, текст диктанта в первом прочтении и т. д.

2) Детальное: требуется осознание и запоминание основных смыслов высказывания. Так воспринимается текст для подробного изложения, слово учителя при объяснении нового материала и т. д.

3) Критическое: информация воспринимается как в общем и целом, так и в деталях, при этом формируется отношение к тому, о чём и как говорилось в высказывании, то есть формируется собственная точка зрения. Так слушают, если нужно дать оценку, составить рецензию.

Для того, чтобы слушание было эффективным, то есть с извлечением максимума информации, необходимо придерживаться следующих правил:

а) Определиться, какова цель слушания:

• получить общее представление, о чём шла речь;

• запомнить информацию в деталях и подробностях;

• оценить услышанное и др.

б) Установить, какой вид слушания необходим.

в) Принять рабочую позу, сосредоточиться и внимательно следить за ходом мысли говорящего. Для осмысления услышанного и лучшего запоминания можно использовать следующие приёмы:

• запись опорных слов по ходу слушания;

• запись основных фактов;

• составление плана;

• тезирование;

• конспектирование;

• кодирование информации (запись в виде условных обозначений).

г) Возникающие по ходу слушания вопросы задавать после прослушивания.


2. Чтение текста учителем

Пожилая женщина, молчаливо и внимательно прильнувшая к окну вагона, вдруг сказала мне:

— А вон в том лагере когда-то отдыхали мои сыновья — Серёжа и Петя. Это было ещё до войны.

— Теперь уж большие, значит,— машинально ответил я, с неохотой отрываясь от книги.

Женщина, будто и не услышав моих слов, продолжала:

— Это было ещё до войны. Помню, когда они уезжали в автобусах с городского двора, я их поцеловала, а они застеснялись: «Что ты, мамочка?! Стыдно, увидят...» Терпеть не могли нежностей при людях. А дома ласковые были, заботливые. В лагерь мне, помню, только два раза в месяц ездить можно было: «родительский день»! Строгости!.. Я, помню, мальчишкам своим ягоды, фрукты привезу, а они не берут: «Нельзя, мама! Неудобно. Тут ведь нам всё это и так дают...» А потом всё-таки возьмут пакетики и кулёчки и всем своим приятелям раздают поровну. Добрые были. Врачами мечтали стать, хирургами. Отец у нас на операционном столе умер. Так они потом всегда говорили: «Несправедливо это, чтобы болезни людей убивали! Вот вырастем — от всех болезней средство найдём. От всех на свете!..»

— Что ж, и найдут! — охотно поддержал я мечту Серёжи и Пети.— Сбылись их планы-то? Попали в медицинский?

— Попали.

— Значит, все замыслы сбудутся!

— Нет, не сбудутся их мечты. В институт они у меня в сорок первом году поступили, а в сорок втором оба погибли. Один воевал под Ленинградом, а другой — на Севере, в Карелии.

Поезд замедлил ход, стал реже и как будто задумчивее выбивать дробь на стыках. Женщина поднялась.

— Я каждое лето сюда приезжаю, в июле. Мои мальчики как раз в июле здесь отдыхали.

Она направилась к выходу... А потом электричка вновь набрала скорость, вновь стала торопливо перестукиваться со шпалами и рельсами, вновь завела весёлую игру с летним лесом. И опять побежали за окном голубые пионерские городки: смех, песни, упругие волейбольные мячи, стремительно взлетающие ввысь. Я уже не мог читать книгу, я смотрел за окно и думал: «У каждого из этих ребят есть свои мечты, как были они у Серёжи и Пети. У каждого есть свои замыслы — юные, дерзновенные. Пусть же все эти мечты и замыслы свершатся! Пусть никогда война не оборвёт их радостного смеха, их ясных надежд!..»

(А. Алексин)


3. Комментарий учителя к тексту

— По типу текста это повествование с элементами описания и рассуждения (в том числе характеристики героев). Стиль художественно-публицистический. По жанру это очерковый материал, писатель затрагивает одну из важнейших политических и нравственных проблем современности — проблему сохранения мира на Земле.


4. Лексико-грамматический анализ текста

Беседа

• Какая общественно-политическая и нравственная проблема ставится автором?

• Как можно озаглавить текст?

• Прочитайте ту часть текста, где сформулирована главная мысль. С какой целью в этой части автор использует усилительную частицу пусть?

• Найдите в тексте черты художественного и публицистического стилей.

• Как строился текст? (Вступление; рассказ старой женщины; авторские раздумья; вывод.) Где происходит действие?

• В какой момент женщина начинает свой рассказ?

• Как вы думаете, почему женщина рассказывает о своих детях совсем незнакомому человеку?

• Как вы понимаете фразу: «Женщина, будто и не услышав моих слов, продолжала...»?

• Как постепенно меняется реакция автора на рассказ? («Теперь уже большие, значит,— машинально ответил я, с неохотой отрываясь от книги»; «Что ж, и найдут! — охотно я поддержал мечту Серёжи и Пети»; «Сбылись их планы-то? Попали в медицинский? Значит, все замыслы сбудутся!»; «Я уже не мог читать книгу, я смотрел за окно и думал...») А. Алексину кажется, что после рассказа женщины и ход поезда стал другим («стал реже и как будто задумчивее выбивать дробь на стыках»).

• Послушайте ещё раз воспоминания матери. Что можно сказать о ней самой?

• Как она хранит память о своих сыновьях?

• По воспоминаниям матери можете ли вы представить себе Серёжу и Петю?

• Какими были эти мальчики, потом — юноши? При ответе используйте текст.

• Обратите внимание, что в рассказе матери несколько раз используется слово помню, употреблённое то как сказуемое, то как вводное слово.

• Как вы думаете, о чём это говорит? (Мать использует в своём повествовании разговорную лексику, слова в переносном значении, попутные замечания, уточнения (вводные слова). Всё это делает её рассказ живым, конкретным и образным, она помнит каждую мелочь, каждую деталь, связанную с детьми, о чём-то она вспоминает по ходу рассказа.)


V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Заключительное слово учителя

— Сегодня вы слушали текст, взятый из записной книжки писателя А. Алексина, чьё имя хорошо известно юным читателям. Его книги учат мужеству, доброте, благородству, зовут к высоким идеалам.

Горе, принесённое войной, ещё не ушло: рядом с нами живут жёны, не дождавшиеся своих мужей, матери, потерявшие своих сыновей.

Текст, над которым мы работали, заставляет нас вместе с автором ещё раз задуматься о том, что несёт война.


VI. Домашняя работа

Записать в рабочих тетрадях основные эпизоды текста.






Для любых предложений по сайту: [email protected]