Деепричастный оборот. Не с деепричастиями - ДЕЕПРИЧАСТИЕ - ВСЕ УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА 7 класс

Все уроки Русского языка 7 класс

Деепричастный оборот. Не с деепричастиями - ДЕЕПРИЧАСТИЕ - ВСЕ УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА 7 класс

Цель: дать понятие о деепричастном обороте; формировать практическое умение находить деепричастный оборот и правильно ставить знаки препинания при нём; отработать навыки правописания не с деепричастиями.

Оборудование: учебник, учебные тексты, таблица.

Тип урока: комбинированный.

С русским языком можно творить чудеса.

Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании,

что нельзя было бы передать русским словом.

К. Паустовский

ХОД УРОКА

I. Организационный этап


II. Актуализация опорных знаний

1. Беседа

• Какая глагольная форма называется деепричастием?

• Признаки каких частей речи присутствуют у деепричастия?

2. Практическая работа. Нахождение зависимых слов при деепричастиях

Найдите деепричастия и зависимые от них слова; спишите, подчёркивая деепричастия вместе с зависимыми словами.

1) Лягушка на лугу, увидевши вола, затеяла сама в дородстве с ним сравняться. 2) Бросая по долине тень, листы на дереве с зефирами шептались. 3) Пастух под тенью спал, надеялся на псов. 4) Змея из-под кустов ползёт к нему, вон высунувши жало. 5) Волк ночью, думая залезть в овчарню, попал на псарню. 6) Поднялся вдруг весь псарный двор, почуя серого так близко забияку. 7) Мой волк сидит, прижавшись в угол задом, зубами щёлкая и ощетиня шерсть, глазами, кажется, хотел бы всех он съесть. 8) Мартышка, в зеркале увидев образ свой, тихонько Медведя толк ногой.

(И. А. Крылов)

III. Мотивация учебной деятельности

Слово учителя

— Вы уже знакомы с понятием «оборот». Как и причастие, деепричастие может иметь при себе зависимые слова. Деепричастия с зависимыми словами называется деепричастным оборотом. Деепричастный оборот поясняет глагол-сказуемое и является в предложении распространённым обстоятельством.


IV. Изучение нового материала

1. Ознакомление с таблицей (сопровождается комментариями учителя)


Деепричастный оборот


В словосочетании, выступая в роли главного слова, деепричастие имеет при себе такие же зависимые слова, что и глагол (существительное, местоимение, наречие):

х

Читая вслух книгу

Словосочетание с главным словом деепричастием, т. е. деепричастие с зависимыми словами называют деепричастным оборотом. Сравните:

Куда?

Войдя, он поздоровался Войдя в комнату, он поздоровался

(одиночное деепричастие) (деепричастный оборот)

Деепричастный оборот является одним членом предложения — обстоятельством:

Встречая утро, со всех сторон перекликались птицы

Запомните!

Деепричастия и деепричастные обороты на письме выделяются запятыми: Временами по реке пробегала от ветра лёгкая зыбь, сверкая на солнце (В. Г. Короленко).

Примечание. Не выделяются запятыми:

1. Одиночные деепричастия, перешедшие в наречие (они стоят после глагола и отвечают на вопрос как?): Бабушка сидела молча.

2. Деепричастные обороты-фразеологизмы: Будем работать засучив рукава


2. Ознакомление с теоретическим материалом учебника (С. 152)


V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

1. Практическая работа

а) Выпишите, расставляя запятые, сначала предложения с деепричастиями или деепричастными оборотами, стоящими перед сказуемыми, затем — после сказуемого. Обозначьте пунктограмму.

1) Пр..ближаясь к рощ.. Лиза пошла тише. 2) Она шла задумавшись по дорог... 3) (Не)дав себе времени зар..дить ружьё вышел он (Алексей) в пол.. с верным своим Сбогаром. 4) Григорий Иванович Муромский соблазняясь хорошею погодою велел оседлать куцую свою кобылку. 5) Под(ь, ъ)езжая к лесу увидел он своего соседа. 6) Но лошадь доскакав до оврага вдруг кинулась в сторону и Муромский (не)усидел. 7) Упав довольно тяжело на мёрзлую землю лежал он и проклинал свою куцую кобылу. 8) Стремянный пр..вёл виновную лошадь держа её под уздцы. 9) Соседи завтракая разговорились довольно дружелюбно. 10) Отец поминутно засматривался на неё (дочь) (не)понимая её цели но находя всё это весьма забавным.

(А. С. Пушкин)

б) Спишите, раскрывая скобки. Обозначьте орфограмму.

1) (Не)взявшись за топор, избы (не)срубишь. 2) (Не)зная броду, (не) суйся в воду. 3) (Не)берись лапти плести, (не)надравши лыка. 4) (Не) накормив лошадь, далеко (не)уедешь. 5) (Не)поужинавши, легче, а поужинавши, лучше. 6) (Не)пригож лицом, а хорош умом.


2. Работа с упражнениями учебника

Упражнения 387, 392 (письменно).


VI. Рефлексия. Подведение итогов урока

Беседа

• Что обозначает деепричастие? На какие вопросы оно отвечает?

• Каковы морфологические признаки деепричастия?

• Что такое деепричастный оборот? Каким членом предложения он является?

• Какими знаками препинания выделяются на письме деепричастия и деепричастные обороты? В каких случаях они не выделяются?

• Как пишется не с деепричастиями?


VII. Домашнее задание

1. Выучить теоретический материал учебника (С. 152).

2. Выполнить упражнение 396 (письменно).






Для любых предложений по сайту: [email protected]