Р.РД. Выборочный пересказ художественного текста повествовательного характера с элементами описания внешности человека - ДЕЕПРИЧАСТИЕ - ВСЕ УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА 7 класс

Все уроки Русского языка 7 класс

Р.РД. Выборочный пересказ художественного текста повествовательного характера с элементами описания внешности человека - ДЕЕПРИЧАСТИЕ - ВСЕ УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА 7 класс

Цель: углубить представление учащихся об описании внешности человека, его роли в тексте; учить их пересказывать текст, содержащий такое описание; повторить сведения о типах речи.

Оборудование: учебный текст для выборочного пересказа.

Тип урока: урок применения знаний и формирования умений.

Хорошую речь хорошо и слушать.

Пословица

ХОД УРОКА

I. Организационный этап


II. Актуализация опорных знаний

Беседа

• С какой целью в текст вводится описание?

• Что такое портрет? В чём его особенности?

• Может ли писатель обойтись без описания внешности своего героя? Почему?


III. Мотивация учебной деятельности

Слово учителя

— К описанию внешности человека нам приходится обращаться в разных жизненных ситуациях: когда мы передаём своё впечатление о ком-либо или описываем приметы субъекта, по которым можно было бы его узнать и т. п. В некоторых ситуациях нам понадобится деловое, а в некоторых — художественное описание внешности человека.

Задача сегодняшнего урока — углубить ваши представления о таком виде описания, научиться пересказывать текст с элементами портретной характеристики героев и таким образом подготовиться к самостоятельному составлению описания внешности человека по картине и на основе личных наблюдений.


IV. Работа над темой урока

1. Чтение текста учителем

ФРАГМЕНТ К КАРТИНЕ

Из столовой слышится голос Василия Ивановича:

— Идёт девочка по лесу. Идёт, идёт, а сама песенку поёт. Ну-ка, Оленька, головку чуть повыше. Вот так. И ручку протяни ко мне. Держи ручку вот так!..

Василий Иванович Суриков сидит в столовой с альбомом на коленях. Напротив стоит дочка Оля. Ей три года. Её круглая тёмноволосая головка повязана красным платком. Черные глаза задумчиво уставились на отца. Оля слушает сказку.

— Так вот, шла девочка по лесу и ягодки собирала: одну ягодку в корзинку, а другую в рот.

Оленька расплывается в довольной улыбке. Пауза.

— Да-а. Шла, шла девочка, и вдруг слышит она.

Лицо дочери становится серьёзным. Василий Иванович, щурясь, быстро зарисовывает.

— Вдруг слышит она — кто-то по лесу: топ-топ! Топ-топ! Глядит, а из-за куста огромный медведь вылезает.

Оля испуганно смотрит на отца. Рот открыт, глазки вытаращены. Василий Иванович торопится схватить это выражение.

— А что дальше? — спрашивает девочка осевшим от страха голосом.

— Ну, а дальше волк и говорит.

— Медве-едь! — недовольно тянет дочь.

— Ну да, я и говорю — медведь. Он как зарычит: «Вот ты где! Ну сейчас я тебя съем!..»

Ужас на лице девочки! Вот оно. Вот оно — то, что ему нужно! В одно мгновение несколькими штрихами Василий Иванович придаёт выражение ужаса детскому лицу на рисунке.

— Ой! Боюсь, боюсь!..— вдруг кричит Оленька.

Но Василий Иванович даже не слышит. Он уже в мастерской перед своей почти законченной картиной. На стул рядом с картиной Василий Иванович ставит альбом. Со страниц альбома глядит на него испуганная Оленька с полуоткрытым ртом. Уголёк в руке художника короткими твёрдыми движениями уверенно начинает врисовывать личико девочки в пустое пространство на холсте.

(261 сл.) (По Н. Кончаловской)


2. Лексико-лингвистический анализ текста

а) Слово учителя

— Данный текст представляет собой живой, эмоциональный рассказ о том, как В. И. Суриков создавал фрагмент к картине «Утро стрелецкой казни». В нарисованной сцене так наглядно показаны действующие лица, что мы отчётливо не только видим всё происходящее, но и слышим. Этому способствует использование автором во всём тексте глаголов настоящего времени в значении момента речи.

В отрывке переплетаются три сюжетные линии: работа художника, его действия, связанные с созданием эскиза; сказка, которую он рассказывает дочке; поведение девочки. Все они связаны между собой: звучат слова сказки — девочка реагирует на них — художник схватывает нужное выражение лица и рисует.

Эти линии представлены в каждом из фрагментов текста. На их чередовании и построен рассказ.

б) Беседа

• Сколько раз меняются картины в зависимости от содержания сказки? (Пять раз. В первом эпизоде Оля задумчиво слушает, во второй картине расплывается в довольной улыбке, в третьей — её лицо, становится серьёзным, в четвёртой — она испуганно смотрит на отца, в пятой — ужас на лице девочки.)

• Кто является главным персонажем во всех пяти частях текста? (Во всех пяти частях текста главный персонаж, конечно, девочка. Каждая картина — это показ нового в её состоянии. Кроме того, в первой даётся описание её наружности, а в четвёртой — именно через детали внешности рисуется изменение её ощущений.)

• Как ведёт себя художник в этих фрагментах текста? (В этих фрагментах текста важно и поведение художника. Интересно то, как автор передаёт быстроту, точность его действий: ...быстро зарисовывает; ...торопится схватить это выражение; в одно мгновение несколькими штрихами... Любопытны также некоторые детали, которые показывают, что сказка для Сурикова в этот момент — нечто второстепенное, даже отвлекающее от работы, он постоянно делает паузы, долго молчит, иногда сбивается, путает героев.

Действия художника изображаются в последней, шестой, части текста. Наряду с формами настоящего времени здесь использована безглагольная конструкция, позволяющая подчеркнуть стремительность поведения, включены сочетания слов, характеризующие движения художника.)

• Сколько микротем включает в себя текст? (В целом текст включает в себя шесть микротем.)

в) Слово учителя

— Этот текст предлагается вам для устного воспроизведения. Но нужно не просто передать содержание отрывка, а воссоздать ситуацию, нарисовать картину, пользуясь не только словом, но и интонацией, окраской голоса, соблюдая паузы.

В этом вам помогут следующие упражнения:

1) Прочитайте текст так, чтобы слушатель понял, что такое пауза. Мысленно поставьте наклонные чёрточки там, где при чтении вслух желательно сделать паузы; учитывайте знаки препинания.

Слово «пауза» / пришло к нам из латинского языка.// Оно означает «прекращение». Пауза в речи бывает короткая (/) и длинная (//). Перерыв в звучании подчёркивает значительность, выразительность слов. При чтении текста на паузы учитываются знаки препинания.

2) Прочитайте отрывок из сказки Д. Мамина-Сибиряка, соблюдая короткие и длинные паузы. Помните о паузе в конце речевого отрезка.

Баю-баю-баю.///

Один глазок у Алёнушки спит (другой) — смотрит; // одно ушко у Алёнушки спит, (другое) — слушает. ///

Спи, (Алёнушка), /спи/, красавица,/ а папа будет рассказывать / сказки. // Кажется,/ все тут: // и сибирский кот Васька, / и лохматый деревенский пёс Постойко,/ и серая Мышка-норушка, / и Сверчок за печкой, / и пёстрый Скворец в клетке, / и забияка Петух. ///

Спи, (Алёнушка), / сейчас сказка начинается. ///

3) Прочитайте текст про себя. Определите тип и стиль речи. Каким тоном вы произнесёте написанное?

Голос бывает тёплый и мягкий, грубый и мрачный, испуганный и робкий, ликующий и уверенный, ехидный и вкрадчивый, твёрдый, живой, торжествующий и ещё с тысячью оттенков, выражающих самые разнообразные чувства, настроения человека и даже его мысли.

(В. Морозов)

г) Слово учителя

— Для успешного рассказывания сказки важно обратить внимание на традиционный сюжет, на язык (повтор слов, конструкций, на различные оценочные элементы), напевность интонации, на паузы, ошибки, характерные для этого рассказчика. При воспроизведении сказки допустима импровизация.


3. Повторное чтение текста учителем

4. Выборочное устное изложение


V. Домашнее задание

1-й уровень. Подобрать стихотворение, содержащее портрет человека, выразительно прочитать и проанализировать его.

2-й уровень. Подобрать текст, содержащий описание внешности человека, сформулировать к нему несколько вопросов.

3-й уровень. Составить кроссворд на тему «Портретная лексика».






Для любых предложений по сайту: [email protected]