Образование деепричастий несовершенного вида - ДЕЕПРИЧАСТИЕ - ВСЕ УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА 7 класс

Все уроки Русского языка 7 класс

Образование деепричастий несовершенного вида - ДЕЕПРИЧАСТИЕ - ВСЕ УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА 7 класс

Цель: углубить знания учащихся о деепричастиях несовершенного вида, способах их образования; совершенствовать учебно-языковые умения и навыки образования деепричастий несовершенного вида.

Оборудование: учебник, учебные тексты, таблица.

Тип урока: комбинированный.

Я ко всем наукам ключ имею,

Я со всей вселенною знаком.

Это потому, что я владею

Русским всеохватным языком.

С. Данилов

ХОД УРОКА

I. Организационный этап


II. Актуализация опорных знаний

1. Беседа

— Как образуются деепричастия совершенного вида? Приведите примеры.

2. Практическая работа с языковым материалом

Спишите басню Эзопа, вставляя на месте пропусков подходящие по смыслу деепричастия и деепричастные обороты. Объясните постановку имеющихся и пропущенных знаков препинания, обозначьте пунктограммы.

У спящего льва по телу пробежала мышь. Лев проснулся схватил её и приготовился есть. Мышь умоляла отпустить её, __, что отплатит добром за своё спасение. Лев, __, отпустил её. Но случилось так, что мышь и в самом деле отблагодарила льва, __. Попался лев охотникам и они привязали его верёвкой к дереву. А мышь, __, тотчас пр..бежала перегрызла верёвку и освободила его. __: «Тогда ты надо мною смеялся не верил что я смогу отплатить тебе за услугу. А теперь будешь знать, что и мышь умеет быть благородной».

Слова для справок: промолвив, сказав так, подождав, подумав, уверяя, расхохотавшись, спасши ему жизнь, заслышав его стоны.


III. Мотивация учебной деятельности

Слово учителя

— Деепричастия указывают время по отношению ко времени поясняемого действия. Деепричастия несовершенного вида, как правило, обозначают действия, одновременные с поясняемыми действиями: Мы идём разговаривая. Мы шли разговаривая.


IV. Изучение нового материала

1. Ознакомление с таблицей


Деепричастия

На какие вопросы отвечают

Как образуются

Примеры

Несовершенного вида (незаконченное добавочное действие, которое происходит одновременно с основным)

Что делая?

Основа настоящего времени глагола несовершенного вида

+

суффикс -а(-я)

глядят → глядя

кричат → крича

улыбаются → улыбаясь


2. Комментарий учителя

Деепричастия несовершённого вида образуются от основы настоящего времени глагола при помощи суффикса -а(-я). После шипящих употребляется суффикс -а, в остальных случаях — -я: «Держа кувшин над головой, грузинка узкою тропой сходила к берегу. Порой она скользила меж камней, смеясь неловкости своей». (М. Лермонтов) От глагола быть деепричастие несовершенного вида образуется с помощью суффикса -учи: будут — будучи: «Но знай читатель, эти строки, с отрадой лёжа на боку, сложил я, будучи в дороге, от службы как бы в отпуску». (А. Твардовский)

Примечание. Форма деепричастий несовершенного вида с суффиксом -учи(-ючи) сохранилась в народном языке: идучи, играючи, глядючи, жалеючи, припеваючи, умеючи:

А смотрели в калитку соседушки, смеючись, на нас пальцем показывали. (М. Лермонтов) Над Москвой великой, златоглавою, над стеной кремлёвской белокаменной из-за дальних лесов, из-за синих гор, по тесовым кровелькам играючи, тучки серые разгоняючи, заря алая подымается. (М. Лермонтов)

Нельзя образовать деепричастия несовершенного вида от некоторых глаголов:

• с основой на г, к (бегут, текут);

• с основой на шипящий (мажут, чешут);

• с основой, состоящей из одних согласных (шьют, льют, бьют);

• от глаголов с суффиксом -ну- (сохнут, гибнут, мерзнут);

• от глаголов с чередованием с — ш (пишут — писать)

3. Ознакомление с теоретическим материалом учебника (С. 156—158)


V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

1. Практическая работа

Спишите, заменяя глаголы в неопределённой форме деепричастиями несовершенного вида, если это возможно. От каких глаголов вы не смогли образовать деепричастий?

Произв..дить гре..ки правой и левой рукой, отталк..ваться от стенк.. ба(с,сс)ейна, плавать без заметн..й усталост.., вып..лнять движения в воде, плыть брассом, в совершенств.. вл..деть техникой плавания, преодолевать д..станцию, ждать с..гнала, д..ржаться горизонтально, поворач.. вать голову, приближаться к фин..шу, махать руками, показываться над водой, лить воду.

Спишите, обозначьте суффикс, с помощью которого образованы деепричастия несовершенного вида. Подчеркните деепричастия как члены предложения.

1) Марья Кирилловна сидела в своей комнате, выш..вая на пяльцах, перед открытым окошком. 2) Кибитка тихо подвигалась, то в(?)езжая на сугроб, то обрушиваясь в овраг и переваливаясь то на одну, то на другую сторону. 3) Кошка бегала по кровле, (не)доумевая, куда спрыгнуть. 4) Мальчишки пом..рали со смеху, смотря на её отчаяние. 5) Поставя лестницу на загоревшуюся кровлю, кузнец полез за кошкою. 6) Он (Владимир Дубровский) долго молчал, потупя голову. 7) Долго плакала бедная девушка, воображая всё, что ож..дало её. 8) Садовник повёл пленника на барский двор, а Саша его сопровождал, с бе..покойством поглядывая на свои шаровары, разорва(н,нн)ые и замара(н,нн)ые зеленью. 9) Князь, не теряя присутствия духа, вынул из бокового к..рмана дорожный пистолет и выстрелил в маскирова(н,нн)ого разбойника.

(А. С. Пушкин)

2. Работа с упражнениями учебника

Упражнение 397 (устно), упражнения 399, 401 (письменно).


VI. Рефлексия. Подведение итогов урока

Беседа

• Что называется деепричастием?

• Как образуются деепричастия совершенного и несовершенного вида?

• Что называется деепричастным оборотом?

• Чем является деепричастный оборот в предложении?

• Расскажите о пунктуации деепричастного оборота.


VII. Домашнее задание

1. Выучить теоретический материал учебника по теме урока.

2. Выполнить упражнение 403 (письменно).






Для любых предложений по сайту: [email protected]