Все уроки Русского языка 7 класс
Наречие как часть речи. Значения, выраженные наречиями - НАРЕЧИЕ - ВСЕ УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА 7 класс
Цель: ознакомить с общим значением, морфологическими признаками и синтаксической ролью наречий; показать роль наречия как одного из средств связи предложений в целом тексте; формировать умения находить наречия в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении.
Оборудование: учебник, учебные тексты, таблицы.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Нет таких звуков, красок, образов и мыслей —
сложных и простых,— для которых не нашлось
бы в нашем языке точного выражения.
К. Паустовский
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Мотивация учебной деятельности
Слово учителя
— Для обозначения предметов в русском языке существуют специальные слова — имена существительные, для обозначения признаков предметов — имена прилагательные, для обозначения действий — глаголы. Действия тоже имеют признаки, например: говорить шёпотом, громко петь, быстро бежать, крепко спать. Слова шёпотом, громко, быстро, крепко обозначают признаки действий.
Признаки предметов также могут иметь свои признаки, например: очень интересный (журнал), по-дружески приветливое (письмо), чересчур кислые (вишни), совсем грустное (лицо). Слова очень, по-дружески, чересчур обозначают признаки других признаков.
Слова, которые обозначают признаки действий и признаки других признаков, в грамматике называют наречиями.
III. Изучение нового материала
1. Ознакомление с таблицами
Наречие как часть речи
Общее значение (что обозначает) |
Морфологические признаки |
Синтаксическая роль |
Признаки действия; реже — признак предмета или признак другого признака |
Группы по значению, степень сравнения (если есть). Неизменяемая часть речи |
Обстоятельство; реже — определение |
Группы наречий по значению
Группы наречий |
На какие вопросы отвечают |
Примеры |
1. Наречия образа действия |
Как? Каким образом? |
Хорошо, дружески, вслух, наотрез, верхом, втихомолку, кое-как, по-украински |
2. Наречия времени |
Когда? С каких пор? До каких пор? Как долго? |
Вчера, завтра, утром, сначала, издавна, допоздна, давно, когда, тогда, теперь |
3. Наречия места |
Где? Куда? Откуда? |
Внизу, вперёд, далеко, отовсюду, издалека, вверх |
4. Наречия причины |
Почему? |
Поневоле, оттого, спроста, со зла, сгоряча, сослепу |
5. Наречия цели |
Зачем? |
Зря, нарочно, невзначай, умышленно, в шутку, назло |
6. Наречия меры и степени |
Сколько? Во сколько? Насколько? В какой мере? В какой степени? |
Весьма, гораздо, досыта, крайне, много, очень, особенно, слишком, совсем, совершенно, вдвоём |
2. Комментарий учителя
— Наречие — самостоятельная часть речи, которая обозначает признаки действий или признаки признаков и отвечает на вопросы: как? куда? когда? где? почему? для чего? в какой степени?: читать (как?) внимательно; ехать (куда?) далеко; приехать (когда?) завтра; очень добрый (в какой степени добрый?).
Общее грамматическое значение наречия — это признак действий или признак признаков.
Если наречие присоединяется к глаголу, то оно обозначает признак действия: громко смеяться, прилежно учиться. Если наречие присоединяется к прилагательному или другому наречию, то оно обозначает признак признака: очень весёлый, слишком громко.
По значению наречия делятся на следующие группы:
1) наречия образа действия (отвечают на вопросы как? каким образом?): громко, дружески, весело, шёпотом, вдвоём;
2) наречия меры и степени (отвечают на вопросы в какой степени? насколько?): очень, немного, чересчур, совсем, вдвое;
3) наречия места (отвечают на вопросы где? куда? откуда?): далеко, справа, внизу, наверху, издали;
4) наречия времени (отвечают на вопросы когда? как долго?): давно, рано, сегодня, накануне, весной, ночью, допоздна;
5) наречия причины (отвечают на вопросы почему? от чего?): сгоряча, сослепу, поневоле;
6) наречия цели (отвечают на вопросы зачем? для чего?): назло, нарочно. Морфологическим признаком наречий является их неизменяемость.
Они не имеют рода, числа, падежа, не склоняются и не спрягаются.
Синтаксические признаки наречий — в предложении наречия являются обстоятельствами: «Береги честь смолоду». (Пословица) «Он всегда немного бледнел, когда смеялся». (В. Каверин)
Наречия обычно зависят от глаголов, прилагательных или от других наречий, образуя с ними словосочетания:
х х х
Быстро бежать, очень вкусный, слишком громко.
3. Ознакомление с теоретическим материалом учебника (С. 167—169)
IV. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся
1. Практическая работа: распознавание наречий, умение задавать к ним вопросы
Объясните смысл названия стихотворения. Каким тоном надо его читать? Выпишите словосочетания с наречиями. Поставьте к наречиям вопросы.
ПРИМЕТА
На солнышке весело ведра блестят,
Идёт за водой пионерский отряд.
И замыкающий — Сеня —
Покорно шагает за всеми.
Вдруг спрыгнула кошка с порога
И перебежала дорогу!
И Сеня волнуется — это
Ужасно плохая примета!
Идёт за водой пионерский отряд,
А Сеня поспешно шагает назад...
Идут на прополку двенадцать ребят
И только тринадцатый — Сеня —
Идти не желает со всеми.
Сказал он: «Тринадцатый — это
Ужасно плохая примета!
Ребята, беду я от вас отведу:
Работайте вы — ну, а я подожду!»
Смеются над Сеней двенадцать ребят,
О Сене двенадцать ребят говорят:
«Давно убедились мы в этом:
Он лодырь по всем приметам!»
(В. Жак)
2. Работа с упражнениями учебника
Упражнения 420, 421 (письменно).
V. Рефлексия. Подведение итогов урока
1. Беседа
• Что обозначает наречие?
• Назовите его морфологические признаки.
• Каким членом предложения чаще всего бывают наречия?
• На какие группы по значению они делятся?
2. Заключительное слово учителя
Основная функция наречия — определять глагол, обозначать признак действия. Такую особенность наречий отмечали и древние римляне, которые эту часть речи называли adverbium. Слово verbum означает «глагол», а приставка ad — «при», т. е. буквальный перевод термина звучал бы как «приглаголие».
Итак, уже древние учёные главную особенность наречия видели в том, что оно должно быть связано с глаголом. Так оно и есть: наречие при глаголе выполняет ту же функцию, что и прилагательное при существительном, уточняя его и сообщая ему четкость и стилистическую выразительность. (Ср. работать — работать вдохновенно, радостно, продуктивно).
VI. Домашнее задание
1. Выучить теоретический материал по теме урока.
2. Выполнить упражнение 425 (письменно).