Лексическое богатство русского языка. Тематические группы слов - ЛЕКСИКОЛОГИЯ - ВСЕ УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА 7 класс

Все уроки Русского языка 7 класс

Лексическое богатство русского языка. Тематические группы слов - ЛЕКСИКОЛОГИЯ - ВСЕ УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА 7 класс

Цель: научить семиклассников характеризовать количественный и качественный состав русского языка; научить объединять слова в тематические группы и находить их в тексте; самостоятельно составлять тематические группы слов.

Оборудование: учебник, учебные тексты, толковый словарь.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Русский язык неисчерпаемо богат и всё

обогащается с быстротой поражающей.

М. Горький

ХОД УРОКА

I. Организационный этап


II. Актуализация опорных знаний

1. Беседа

• Что такое лексика?

• Что является предметом изучения лексикологии и каковы её задачи?

• Что такое слово и каковы его признаки?

• Какое значение имеет слово, кроме прямого?

• Какие слова называются однозначными, многозначными?

• На какие группы делятся слова по своему употреблению?

2. Выполнение упражнения 39 (устно), упражнения 40 (письменно)


III. Мотивация учебной деятельности.

Изучение нового материала

1. Слово учителя

— Лексику нельзя представлять себе как беспорядочный набор слов. Отображая определённым образом те или иные отрезки действительности, слова, естественно, связаны между собой, как взаимосвязаны и отображаемые ими явления самой действительности. Благодаря этим «внеязыковым» связям слова объединяются в группы, которые называют тематическими. Тематическими оказываются группы слов, являющиеся, например, названиями деревьев (дуб, сосна, липа, ель), цветов (ромашка, василёк, гвоздика, незабудка), времён года (зима, весна, лето, осень).

Количество слов в разных тематических группах неодинаково, в одних может быть больше слов, в других меньше. Есть группы закрытые (названия времён года, дней недели, месяцев), а есть другие, которые могут пополняться новыми словами (названия профессий, машин, приборов).

Тематические группы объединяют, кроме слов, обозначающих названия предметов, также слова, обозначающие названия признаков и действий. Особые группы составляют, например, имена прилагательные со значением цвета, характеризующие внешность человека, его положительные или отрицательные качества, или глаголы, показывающие перемещение в пространстве, трудовые процессы.

Например, чтобы выразить побуждение, человек выбирает подходящее слово из группы слов-глаголов: просить, упрашивать, умолять, советовать, рекомендовать, убеждать, требовать. В одну группу их объединяет общая тема — побуждение. Друг от друга эти слова отличаются прежде всего степенью категоричности. Существуют группы конкретной лексики: названия частей тела, времени суток, мебели, населённых пунктов.

Например, в тематическую группу названий медицинских профессий входят доктор, фельдшер, санитар, хирург и др. Но эта группа в свою очередь входит в более крупную тематическую группу названий, относящихся к медицине вообще: больница, оперировать, лекарство и т. д.

2. Работа с теоретическим материалом учебника (упражнение 41, С. 19-20)


IV. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

1. Объедините слова в следующие тематические группы: общественно-политическая лексика, бытовая лексика, литературоведческая

Абсолютизм, композиция, горчица, авторитарный, рифма, позитивизм, кройка, единение, изречение, молоко, экспозиция, шить, гротеск, вышивка, обои, пленум, самосознание, реализм, символизм, сливки.

Какие из этих слов входят одновременно и в другие тематические группы?

Образец: слово горчица относится к бытовой лексике и в то же время входит в тематическую группу «Продукты питания».

2. Подберите как можно больше слов, входящих в тематические группы «Школа», «Спорт»; определите в каждой из них подгруппы. Докажите систематичность лексики на семантическом уровне (по значению)

3. Выполнение упражнений 42, 44 (письменно)


V. Рефлексия. Подведение итогов урока

1. Беседа

• По каким признакам слова могут объединяться в тематические группы?

• Могут ли объединяться в тематические группы слова, относящиеся к разным частям речи? Приведите примеры.

2. Заключительное слово учителя

— Таким образом, слова в системе языка объединяются в тематические группы. Границы тематических групп пересекаются, здесь много общих и частных наименований. Богатство и разветвлённость тематических групп свидетельствует о богатстве языка и разнообразии предметов, явлений, признаков объективной действительности, получающих отражение в нашем сознании.


VI. Домашнее задание

1. Выучить теоретический материал учебника по данной теме.

2. Выполнить упр. 43 (письменно).






Для любых предложений по сайту: [email protected]