Морфология и орфография. Морфологический разбор слова (практическое занятие) - ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В V-VI КЛАССАХ

Поурочные разработки по русскому языку 7 класс к учебнику М.Т. Баранова

Морфология и орфография. Морфологический разбор слова (практическое занятие) - ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В V-VI КЛАССАХ

Цель: закрепить знания о морфологии разных частей речи, навыки анализа морфологического разбора.

Методические приемы: лингвистический разбор, взаимопроверка, самостоятельная работа, занимательная лингвистика.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Словообразовательный разбор и разбор слов по составу:

пустынныйпустыняпустой (суффиксальный способ);

надвинулась - начальная форма надвинутьсядвинутьсядвинуть (приставочный способ).

Заметим, что нельзя путать однокоренные слова и формы одного и того же слова. Например, надвинулась - форма прошедшего времени глагола надвинуться, она не является однокоренным словом.

II. Проверка домашнего задания

1. Упражнение 31: взаимопроверка. В это время трое учеников выполняют у доски морфологический разбор слов: глухарь, попробовал, любимым.

2. Упражнение 37: проверка по цепочке, пояснение выбора орфограмм.

III. Закрепление темы “Морфология и орфография”

Практическая работа: выполнение упражнений по морфологии глагола.

Пояснение учителя.

Особое внимание глаголу уделяется потому, что это одна из сложных, с точки зрения орфографии, частей речи. Кроме того, успешное изучение тем 7-го класса: “Причастие” и “Деепричастие” - обеспечивается хорошим знанием морфологии и орфографии глагола.

Повторим основные морфологические признаки глагола: вид, переходность, спряжение, наклонение, число, время, лицо, род. Не забудем, что время определяется только в изъявительном наклонении.

1. Упражнения 38, 39: устно, с объяснением выбора орфограмм.

2. Упражнение 40: письменно, морфологический разбор слов ложится, село (сесть) выполняют два ученика у доски.

3. Упражнение 41: устно.

4. Упражнение 42: письменно; 1-й вариант - предложения 1-4; 2-й вариант - предложения 5-8.

IV. Занимательная лингвистика

Придумать предложения со словом “жгут”. Определить его морфологические признаки.

Морфологические признаки слова можно правильно определить, если увидеть, что перед нами два слова: существительное “жгут” и его омоформа - глагол 3 лица множественного числа настоящего времени “жгут”. Чтобы проявилось значение слова, необходимо поставить его в определенный контекст:

Чтобы остановить кровотечение, надо потуже затянуть жгут выше раны.

В конце сентября по всему городу тянется острый ароматный дымок: жгут опавшие листья.

Домашнее задание

1. Упражнение 44.

2. Вопросы с. 20.






Для любых предложений по сайту: [email protected]