Морфология и орфография. Морфологический разбор слова - ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В V-VI КЛАССАХ

Поурочные разработки по русскому языку 7 класс к учебнику М.Т. Баранова

Морфология и орфография. Морфологический разбор слова - ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В V-VI КЛАССАХ

Цель: закрепить знания о морфологии, навыки анализа текста.

Методические приемы: лингвистический разбор, беседа по вопросам, выразительное чтение, предупредительный диктант; объяснительный диктант; взаимопроверка; самостоятельная работа.

Ход урока 1

I. Лингвистическая разминка

Синтаксический разбор предложения:

Потребительское отношение к природе недопустимо.

Выделим и объясним орфограммы, отметим, что сказуемое выражено кратким прилагательным.

II. Проверка домашнего задания

Упражнение 27: по цепочке объясняем выбор слитного и дефисного написания слов.

III. Повторение темы “Морфология и орфография”

1. Беседа по вопросам с. 14.

Комментарий. К вопросу № 3. Глаголы настоящего времени изменяются по лицам и числам, прошедшего времени - по родам и числам. Вид глагола определяется по вопросу: “Что сделать?” - совершенный (научить, решить), “Что делать?” - несовершенный (учить, решать).

К вопросу № 4. Спряжение глагола с ударными личными окончаниями определяется по окончанию: (идёшь - I спряжение, стоишь - II спряжение). Спряжение глагола с безударными личными окончаниями определяется по инфинитиву (неопределенной форме).

Напомним, что спряжение - это изменение глаголов по лицам и числам:

Я живу, говорю; ты живешь, говоришь; он живет, говорит;

Мы живем, говорим; вы живете, говорите; они живут, говорят.

Заметим, что совпадают гласные окончаний только в 1 лице единственного числа, а в окончаниях всех остальных форм глагола жить наблюдаются гласные е или у (живем, живешь, живут...), глагола говорить - и или я (говоришь, говорит, говорят...). Так изменяются все глаголы русского языка за малым исключением. Например, глагол хотетьизменяется двояко: часть форм - по I спряжению (хочешь, хочет), часть - по II (хотим, хотите, хотят); то же относится к глаголу бежать.

Существует всего два способа изменения: одни глаголы имеют в личных окончаниях буквы е, у (ю), другие -и, а (я). То есть спряжение глаголов - это объективно существующее различие в их формах, давно замеченное и зафиксированное. Таким образом, надо запомнить всего по две буквы (условно назовем их сигнальными) для каждого спряжения: для I спряжения - гласные е, у (ю), для II спряжения - и, а (я).

- Например, к какому спряжению относится глагол спать?

Проспрягаем (то есть изменим) его по лицам и числам: сплю, спишь, спит, спим, спите, спят. Гласные и, я говорят о том, что это глагол II спряжения.

Трудности начинаются там, где гласные окончаний безударные. В этом случае действует правило, позволяющее определять гласную окончания, то есть спряжение. Представим его в виде таблицы. Начнем со второго спряжения.

I спряжение

II спряжение

брить, стелить, брезжить + все остальные глаголы (на -ать, -оть, -уть и т. д.)

“Сигнальные” буквы - е, у(ю)

все глаголы на -ить, кроме брить, стелить, брезжить + 11 глаголов-исключений.

“Сигнальные” буквы - и, а(я)

Одиннадцать глаголов-исключений легко запомнить в виде стихотворения:

Гнать, держать, смотреть и видеть,

Дышать, слышать, ненавидеть,

И зависеть, и вертеть,

И обидеть, и терпеть.

Заметим, что приставки и постфиксы (-ся, сь) не влияют на спряжение глаголов (например: услышать спрягается как слышать, вертеться - как вертеть и т. п.).

Алгоритм проверки окончаний глаголов и суффиксов действительных причастий настоящего времени очень прост:

- Ставим глагол (или причастие) настоящего или будущего времени в начальную форму.

- Определяем спряжение (удобнее “примерять” глагол сначала ко II спряжению: выбор вариантов меньше).

- Подставляем “сигнальную” букву в окончание глагола (или суффикс причастия).

Они завис..т: зависеть; II спряжение (искл.) - я; зависят.

Флаги ре...т: реять; I спряжение – ю; реют.

Важно помнить, что спряжение - это изменение личных окончаний глаголов, а определение начальной формы необходимо лишь для глаголов с безударными окончаниями. Так, у глагола сидеть личные окончания ударные, он относится ко II спряжению (сидишь, сидят...).

2. Повторение темы “Морфология именных частей речи”.

- Сколько склонений имеют существительные?

- Какие существительные относятся к разносклоняемым? В чем их особенность?

- Все ли существительные в русском языке склоняются? Каковы несклоняемые имена существительные по происхождению? (Заимствованные слова.)

- На какие разряды делятся прилагательные? (Качественные: яркий, добрый; относительные: стальной, городской; притяжательные: мамин, лисий.)

- В чем особенность качественный прилагательных? (Признак проявляется в большей или меньшей степени: ярче, ярчайший, самый яркий. Качественные прилагательные имеют краткую форму: ярок.)

- Как пишутся отрицательные местоимения? (Отрицательные местоимения пишутся слитно, если не имеют предлогов: некого, но не с кого. Под ударением пишется не, без ударения - ни: некем - никем.)

- На какие разряды делятся числительные? (Количественные: один, два, тридцать шесть; порядковые: первый, второй, тридцать шестой.)

- Как склоняются составные количественные и составные порядковые числительные? (У составных количественных числительных склоняются все слова: четырехсот шестидесяти восьми. У составных порядковых числительных склоняется только последнее слово: в тысяча девятьсот восемьдесят девятом году.)

3. Предупредительный диктант.

Задание: определить склонение и падеж существительных, объяснить выбор написания слов.

Объявить об окончании матча, жить в роскоши, сделан из нержавеющей стал.., красивая брошь, о позднем возвращении, прочел о затерявшейся экспедиции, никому не известный, сгореть в пламени, воскликнуть от радости, лебединая шея, образован в две тысячи пятом году, написать Евгении, у хорошего тренера, никто не знал, боевой клич, родиться в Сибири, не с кем поговорить, равен двумстам метрам, деревья в инее, всё дело в трении, письмо матери, проказы шалуньи, обжечься горячим кушаньем, на длинной дистанции, телефон Анастасии.

IV. Работа с текстом

1. Упражнение 28: чтение текста, ответы на вопросы.

2. Составление плана доклада.

3. Упражнение 29: чтение текста, обмен мнениями об утверждении Ломоносова.

V. Сообщение ученика

Реализация индивидуального задания.

Домашнее задание

Упражнения 30, 32.

Ход урока 2

I. Лингвистическая разминка

Объяснительный диктант.

Мощный экскаватор, необходимая помощь, шиповник колюч, непромокаемый плащ, тушь для рисования, стая туч, ночной дозор, опасный хищник, пятьдесят тысяч, находишься в незнакомой местности, купаться недалеко от берега, лучший теннисист, походная аптечка, ветошь для протирки стекол автомобиля, детский плач, калач с корицей, отрежь несколько кусочков.

II. Проверка домашнего задания

1. Упражнение 30: выразительное чтение, обсуждение основной мысли и заглавия текста.

Основная мысль: мощная сила природы. Вариант заголовка: “Гроза”. Проследим, как построен текст: в трех небольших абзацах показаны стадии развития природного явления. 1-й абзац - предвестники грозы, 2-й - кульминация, 3-й - разрядка.

- С помощью каких средств достигается эффект изображаемого?

Эффект достигается, во-первых, лаконичностью: краткостью и емкостью описания. Во-вторых, аллитерацией - сочетанием согласных звуков. В 1-м абзаце - сочетание шипящих и сонорного “р”; во 2-м - усиление раскатистого “р” подчеркнуто контрастом сочетаний с “х”, создающим впечатление восклицаний: “ах!”; в 3-м - преобладание шипящих, передающих шум дождя.

Важную роль играют и синтаксические средства: ряды однородных членов, обилие глаголов, многосоюзие, возрастающая градация (долетела одна капля, другая, забарабанило... треснуло... раскатилось).

2. Упражнение 32: проверка “по цепочке”.

III. Повторение темы “Морфология и орфография”

Выполнение упражнений по морфологии глагола.

1. Упражнение 36: устно.

Комментарий. Стиль текста - научный. Деление текста на абзацы соответствует его делению на предложения.

Примерный вопросный план:

I. Какая особенность формообразования отличает глагол от имен существительных и прилагательных?

II. Как найти основу неопределенной формы?

III. Как получается основа настоящего времени?

2. Упражнение 33: комментируем выбор написания -ться или -тся. Дополнительное задание: назвать основы глаголов.

3. Упражнение 35: выразительное чтение, определение переходности-непереходности глаголов.

Переходные глаголы - те, которые употребляются с существительными в винительном падеже без предлога, то есть действие прямо переходит на предмет: хранят (что?) зелень; не любит (что?) отдыхать (инфинитив в значении существительного: отдых); серебрит (что?) поле. Все остальные глаголы непереходные.

4. Упражнение 34: самостоятельная работа.

Домашнее задание

Упражнения 31, 37.






Для любых предложений по сайту: [email protected]