Поурочные разработки по русскому языку 7 класс к учебнику М.Т. Баранова
Междометия и другие части речи - МЕЖДОМЕТИЕ
Цели: показать значение междометий в роли других частей речи; развивать умение отличать междометия от других частей речи, от звукоподражательных слов.
Методические приемы: лингвистический разбор, объяснения учителя, выразительное чтение, анализ предложений.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка
- Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, сделайте синтаксический разбор, определите части речи, укажите их роль в предложении.
К...манда стояла (на)смерть но увы пропустила мяч... в самом конце ма...ча.
(Команда стояла насмерть, но, увы, пропустила мяч в самом конце матча.)
II. Проверка домашнего задания
Упражнение 421: чтение вариантов текста с добавлением междометий.
В это время фонетический разбор, разбор слова по составу, словообразовательный и морфологический разбор трое учеников выполняют на доске.
III. Анализ предложений
- Сопоставим предложения и определим роль и значение омонимичных слов.
1) О тихий Амстердам с певучим перезвоном старинных колоколен! (К.Д. Бальмонт.)
О чем ты воешь, ветер ночной? (Ф.И. Тютчев.)
О, говори хоть ты со мной, подруга семиструнная! (А.А. Григорьев.)
Комментарии. В первом предложении О - усилительная частица при обращении, она не отделяется от обращения запятой. Во втором предложении О - предлог. В третьем - междометие.
2) Далече грянуло ура.
Ура, мы ломим, гнутся шведы! (А.С. Пушкин.)
Комментарий. В первом предложении междометие ура употребляется в значении существительного-подлежащего. Во втором - собственно междометие, выражающее восторг, душевный подъем, взлет.
3) Гляди-ка, за год ты ого-го как вырос!
О го-го! Отзовитесь!
Комментарий. В первом предложении междометие ого-го употребляется в значении наречия-обстоятельства, во втором собственно междометие, выражающее призыв, побуждение.
Вывод: междометия могут выступать в роли разных членов предложения, хотя по сути они не являются членами предложения.
IV. Звукоподражательные слова
1. Задание: привести примеры звукоподражательных слов.
(Мяу, гав-гав, му-му, хрю-хрю, чик-чирик, дзинь, бац, чмок и т. д.)
2. Беседа.
Интересно, что звукоподражания неодинаковы в разных языках. Вы, наверное, знаете, что “по-английски” кошка, например, говорит мью-мью, а собака - бау-вау.
- Как вы думаете, от чего зависит разница в звукоподражании в разных языках? (От фонетических особенностей каждого языка.)
- Какие чувства, настроения выражают звукоподражания? (Сами по себе они не выражают ни чувств, ни настроений, а лишь пытаются передать различные звуки. Чувства и настроения может создать лишь интонация, с которой звукоподражания произносятся.)
- Иногда звукоподражательные слова относят к междометиям, однако они составляют особую группу. Попробуем это доказать.
3. Анализ текста.
- Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, сделайте синтаксический разбор, определите части речи, укажите их роль в предложении.
К чему (бы) (не, ни) готовил свое подразделение Блохин, такого соперн...ка (не, ни) он, (не, ни) его игроки явно (не, ни) ож...дали. Да и кто ож...дал(то)? Вот (уж) воист...ну (не, ни)истовые пр...тивники лиш... мельканье в глазах да “вжик-вжик” в ушах.
Комментарий. К чему бы ни готовил свое подразделение Блохин, такого соперника ни он, ни его игроки явно не ожидали. Да и кто ожидал-то? Вот уж воистину неистовые противники - лишь мельканье в глазах да “вжик-вжик” в ушах.
Обратим особое внимание на разнообразие частиц (и формообразующих, и смысловых), предлогов, союзов и звукоподражательное слово. Оно выступает в роли существительного-подлежащего. Об этой роли звукоподражательного слова говорит, в частности, однородное с ним подлежащее мельканье.
4. Разбор предложений.
Бокал сказал “дзинь!” и разбился.
А щука бух в воду!
Ночью на болоте слышно только лягушачье ква-ква.
Комментарий. Звукоподражательные слова выступают в роли различных членов предложения: “дзинь!” - в роли дополнения, бух - в роли сказуемого, ква-ква - в роли подлежащего.
5. Вывод.
Звукоподражательные слова, в отличие от междометий, не выражают чувств, настроений, побуждений, они лишь передают звуки окружающего мира. Звукоподражательные слова обычно выступают в роли каких-либо членов предложения.
Домашнее задание
Выписать из художественных произведений предложения с междометиями; выучить фрагменты стихотворений с междометиями наизусть.