Междометия в художественной речи - МЕЖДОМЕТИЕ

Поурочные разработки по русскому языку 7 класс к учебнику М.Т. Баранова

Междометия в художественной речи - МЕЖДОМЕТИЕ

Цели: показать значение междометий в художественной речи; развивать интерес к поэзии.

Методические приемы: объяснения учителя, выразительное чтение, элементы анализа текста, реализация межпредметных связей с литературой.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. Ученики зачитывают примеры с междометиями, определяют роль междометий в предложениях.

2. Чтение наизусть стихотворных фрагментов с междометиями.

II. Беседа

- К какому стилю речи относится большая часть примеров предложений с междометиями из прозаических произведений? (К разговорному. В художественных произведениях междометия чаще всего встречаются в речи героев.)

- Мы заметили, что, кроме очень частого употребления междометий в разговорной речи, эта особая часть речи активно используется в поэзии. Как вы думаете, почему поэтическая речь изобилует междометиями? (Междометия непосредственно выражают чувства, настроения, переживания, то есть то, что присуще лирической поэзии.)

III. Элементы анализа поэтических текстов

1. Слово учителя.

Для того чтобы бегло, на первый взгляд определить место междометий в творчестве какого-либо поэта, достаточно бывает взять алфавитный список его стихотворений, полистать сборник.

Возьмем, например, том Пушкина: “О, если правда, что в ночи...”, “О, кто бы ни был ты...”, “Увы! Зачем она блистает...”. “Ура! В Россию скачет...”.

2. Закрепление материала.

- Запишем поэтические строки, рассмотрим роль и значение междометий.

Ветер. Кругом все гудёт и колышется.

Листья кружатся у ног.

Чу, там вдали неожиданно слышится

Тонко взывающий рог.

(А.А. Фет. “Ель рукавом мне тропинку завесила...” Междометие чу выражает призыв к вниманию, тишине, настороженности.)

Ух, жарко!.. до полдня гривы собирали.

Вот из лесу вышли - навстречу как раз

Синеющей лентой, извилистой, длинной

Река луговая...

(Н.А. Некрасов. “Крестьянские дети”. Междометие y.v выражает чувство усталости, имеет простонародный оттенок.)

Эх, вы, сани! А кони, кони!

Видно черт ах на землю принес.

В залихватском степно м разгоне

Колокольчик хохочет до слез.

(С.А. Есенин. Междометие эх выражает чувство удали, веселья, воли, тоже имеет простонародный оттенок.)

Примечание: Можно заранее дать задания по группам: проследить употребление междометий в поэзии Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета, Некрасова, современных авторов.

Сопоставление выступлений групп может показать изменения в частотности употребления междометий, изменения в лексическом наборе междометий.

Отметим, что в поэзии XIX века часто употребляются междометия о, увы, ах, чу, редко встречающиеся в современном языке. Эти междометия имеют возвышенный оттенок, в отличие от простонародных, разговорных эх, ух, эй и т. п.

Домашнее задание

Повторить § 70-71, подготовиться к обобщающему уроку.






Для любых предложений по сайту: [email protected]