Развитие речи. Сочинение. Интегрированные уроки - ПОВТОРЕНИЕ

Поурочные разработки по русскому языку 7 класс к учебнику М.Т. Баранова

Развитие речи. Сочинение. Интегрированные уроки - ПОВТОРЕНИЕ

Цель: проверить умение учеников самостоятельно работать над созданием собственного текста по заданной теме.

Методические приемы: составление плана, самостоятельная работа.

Ход уроков

I. Вступительное слово учителя

В течение учебного года вы учились писать сочинения. Это были сочинения-описания (внешности человека, описания репродукций картин и т. д.), сочинения-повествования (рассказы), сочинения-рассуждения.

Обычно мы вместе обсуждали темы сочинений, подбирали материал, составляли план. Теперь вам предстоит показать, чему вы научились. Дома у вас было время подумать над темами: “Удивительное рядом” и “Дело мастера боится”. Вы уже выбрали одну из тем, подобрали материал, решили, в каком стиле будет написано сочинение, определили тип речи. Осталось воплотить замыслы в ваши творческие работы.

Успехов!

II. Написание сочинения

Домашнее задание

§ 74: вопросы на с. 191-192.

Вариант уроков 158-159. Интегрированные уроки “О стрекозах, нимфах и адмиралах”

Цели: показать значение русского языка в освоении биологии; вызвать интерес к изучению гуманитарных и естественных наук.

Методические приемы: реализация межпредметных связей, объяснения учителя, сообщения учеников, выразительное чтение, работа со словарями, пересказ, диктант, лингвистическая игра.

Ход уроков

I. Вступительное слово учителя

Тема нашего урока необычна. Что объединяет стрекоз, нимф и адмиралов? А объединяет их одно русское слово - энтомология.

Как правило, мы не задумываемся, какое значение в изучении самых разных наук имеет русский язык. Это наш родной язык, мы говорим, пишем, читаем по-русски. Но достаточно ли этих умений, чтобы свободно оперировать научными понятиями, чтобы глубоко разбираться в многообразии окружающего мира?

Попытаемся показать роль русского языка в изучении природы на примере биологии.

Во-первых, что означает слово биология? Заглянем в словарь.

В переводе с греческого bios - жизнь, logos - учение. Значит, биология - это наука о жизни, о живом. Точнее, это совокупность наук о живой природе.

Целый блок в любом словаре отведен для слов, начинающихся с греческого корня био: биогеография, биография, бионика, биосфера, биофизика, биохимия и т. д.

Проясним значения некоторых из этих слов.

II. Работа со словарем

Задание: выяснить с помощью словаря значения слов с корнем био, имеющих отношение к науке биологии.

Например:

Биогеография - наука о закономерностях распространения и распределения по земному шару животных, растений и микроорганизмов.

Бионика наука, тираничная между биологией и техникой, решающая инженерные задачи на основе анализа структуры и жизнедеятельности организмов.

Биосфера оболочка Земли, основные особенности которой обусловлены прошлой или современной деятельностью живых организмов.

Биофизика - наука, изучающая физические и физико-химические процессы, протекающие в живых организмах.

Биохимия наука, изучающая свойственные живой материи химические процессы.

Как мы видим, все эти термины относятся к наукам, изучающим явления и закономерности природы, то есть к естественным наукам.

III. Обозначение темы. Слово учителя

Конечно, в рамках одного-двух уроков невозможно даже бегло представить связь биологии с русским языком. Остановимся лишь на одной из наук, входящих в совокупность биологических - на зоологии, которую вы изучаете в 7 классе. Возьмем хотя бы один из разделов зоологии энтомологию, науку, которая изучает класс насекомых: их анатомию, эмбриологию, физиологию, экологию, их распространение, методы борьбы с вредителями.

Насекомые - пионеры в мире животных. Они первыми вышли на сушу, первыми научились летать и первыми создали сложнейшие общественные поселения.

Каково место класса насекомых в многообразии животного мира?

(Насекомых на Земле больше, чем всех остальных видов животных и растений вместе взятых.

Насекомые - это самая многочисленная группа животных, насчитывающая около полутора миллионов видов.

Запишем это предложение на доске и в тетрадях, объясним орфограммы (удвоенные согласные, сложные слова) и знаки препинания, отметим грамматические характеристики причастия.)

IV. Сообщение ученика “Происхождение слова насекомое”

Снова обратимся к словарям и выясним, что и слово энтомология - греческое по происхождению: entomon - насекомое.

Четырехтомный словарь русского языка под реакцией А.П. Евгеньевой поясняет, что насекомые - это название класса беспозвоночных членистоногих животных, к которому относятся муха, пчела, муравей и др.

Что же означает русское слово насекомое?

В учебнике “Биология животных” сказано: “Свое название насекомые получили за характерные насечки на брюшке”.

Одной из самых характерных черт насекомых является рассечение тела на сегменты, резкое его деление на голову, грудь и брюшко, которые соединены короткими и иногда очень тонкими перемычками.

Понятно, что слова насечки и насекомое - однокоренные, мы наблюдаем обычное для русского языка чередование согласных в корне -сек сеч-.

А какой частью речи является слово насекомое?

Оно восходит к глаголу насекать в одном из его значений - “делать насечки”. Получается, что слово насекомое - это страдательное причастие настоящего времени от глагола насекать, так же как, например - ведомый - страдательное причастие настоящего времени от глагола вести.

Заметим, что причастие насекомое давно уже перешло в разряд имен существительных. Впрочем, слово животное тоже воспринимается только как существительное, хотя по происхождению это прилагательное от существительного живот в устаревшем значении “жизнь”.

V. Сообщение ученика “О некоторых латинских терминах энтомологии”

Мы выяснили, что происхождение многих слов, связанных с биологией, имеет греческое происхождение. Необходимо отметить и значение другого классического языка - латыни. Известно, что латынь - язык науки.

Латинское слово insecare (“инсекарэ”) означает “нарезать, насекать”. Причастие прошедшего времени от этого глагола insectum (“инсэктум”). От него и произошло научное название insecta (“инсэкта”) - насекомые.

Получается, что русское слово насекомые - это так называемая калька с латыни.

Приведем примеры заимствованных и освоенных русским языком латинских слов с этим корнем.

Инсектициды (от лат. insectum - насекомое и caedo - убиваю) - химические средства борьбы с вредными насекомыми.

Среди насекомых много опасных вредителей растений и животных. Большой вред некоторые насекомые наносят как кровососы, переносчики возбудителей ряда заболеваний. Для борьбы с ними и применяются инсектициды.

Инсектарий - помещение для содержания, выведения или разведения насекомых; разновидность вивария. В инсектариях наблюдают за жизнью насекомых; разводят полезных энтомофагов (животных, питающихся насекомыми) для биологических методов борьбы с вредителями; насекомых - для лабораторных экспериментов (в области токсикологии, генетики, биофизики и др.).

Для наблюдения за жизнью муравьев пользуются особым инсектарием - формикарием (от лат. formica - муравей), в котором устраиваются гнездо и выгул, куда муравьи выходят за кормом. Такое особое отношение к муравьям вызвано, вероятно уважением к трудолюбию этих животных.

VI. Объяснительный диктант

- В учебнике “Биология животных читаем:

“Насекомые освоили все среды жизни - наземную, воздушную, водную, почвенную. Среди этих животных немало прекрасных летунов, бегунов, пловцов, землекопов и других “специалистов”. Есть насекомые, предпочитающие жить в одиночку: например, хищные жуки, наездники. Есть общественные насекомые, живущие большими семьями: муравьи, термиты, пчелы”.

- Запишем этот отрывок в тетради, объясним орфограммы, знаки препинания, дадим характеристику причастий: предпочитающие, живущие.

VII. Сообщение ученика “Развитие насекомых”

Развитие насекомых сопровождается сменой стадий (фаз) и превращением - метаморфозом, при неполном превращении выражены лишь три стадии - яйцо, личинка (нимфа) и взрослое насекомое, или имаго; при полном - между личинкой и имаго есть еще стадия куколки.

К насекомым с неполным превращением относятся (из ныне живущих) отряды подёнок и стрекоз, а также таракановые, богомоловые, термиты, прямокрылые, кожистокрылые, равнокрылые, клопы, пузыреногие, пухоеды, сеноеды и др. Вот примеры нимф насекомых с неполным превращением: щитовка, клоп-черепашка, стрекоза коромысло, подёнка, веснянка.

Согласитесь, тот, кто давал эти насекомым названия, обладал богатым воображением.

Насекомые с полным превращением включают следующие отряды: жуки, веерокрылые, вислокрылки, верблюдки, сетчатокрылые, ручейники, бабочки, блохи, двукрылые, перепончатокрылые и др.

Среди этих насекомых тоже немало интересных названий: вислокрылка, чёрная жужелица, жук-вертячка, водолюб, щелкун, короед, усач, листоед, щитоноска, скорпионница, верблюдка, комаркусака, львинка, долгоножка, слепень, капустная муха, капустная белянка и др.

Действительно, можно говорить о “специальностях” насекомых: например, “царь насекомых” - муравьиный лев; есть могильщик, пилильщик, есть даже адмирал.

Даже не видя этих насекомых, мы представляем их образы, созданные энтомологами-исследователями всего в одном слове - названии этих маленьких животных.

VIII. Сообщение ученика “Из лексики энтомологии”

Многие насекомые выходят из яйца в виде червеобразных личинок. Они и отдаленно не напоминают тех взрослых особей, которые откладывали яйца. Сравните, например, гусеницу и бабочку. Такая незрелая форма насекомого называется по-латыни larvae (ларвэ”), что означает “злой дух, привидение, призрак”. Может быть, это не самая удачная аналогия, но достаточно образная.

В конечном итоге личинка успокаивается, перестает активно питаться и превращается в куколку, чтобы в таком состоянии перестроить свое тело на “взрослый лад”. Иногда образуется шелковый кокон. Сосоп - французское слово, означающее что-то полое с толстыми стенкам, куда что-то закладывается. Внешне куколка не проявляет признаков жизни, но на самом деле внутри ее происходят сложнейшие процессы преобразования. Ткани ее растворяются, и процесс этот называется гистиолизом: от греческих слов histos(“гистос”) - ткань и lysis (“лизис”) - разложение. Внутри куколки нетронутыми остаются только имагиальные диски, то есть нерастворившиеся участки ткани, из которых будет строиться тело взрослого насекомого - имаго. Так на языке науки называется конечная стадия развития насекомого, а дословный перевод этого слова с латыни - “образ”.

Насекомое, находящееся в состоянии куколки или в последней стадии развития личинки, часто называют нимфой. В греческой мифологии нимфы - это полубогини, которые всегда оставались юными и прекрасными. Греки так называли и молодых девушек. В биологии же это название применяется к насекомому, пока оно не завершило стадию своего развития до взрослой особи.

Как видим, образное мышление присуще не только гуманитариям, но и естествоиспытателям.

IX. Роль насекомых в природе

Задание: расскажите о том, какую роль играют насекомые в природе.

Обсуждение, устные ответы учеников, запись выводов в тетради.

(Роль насекомых в природе необычайно разнообразна. Они участвуют в круговороте веществ, так как используют самые разнообразные источники пищи (от живого растения и тела других животных до разлагающихся остатков растительного и животного происхождения), выполняют санитарную функцию, активно участвуют в почвообразовательном процессе. Велика их роль в опылении цветковых растений. Насекомые дают ценную пищевую и техническую продукцию (медоносные пчёлы, шелкопряды, лаковые червецы и др.). Некоторые насекомые полезны истреблением вредителей и сорняков, многие виды служат пищей для ряда промысловых животных - млекопитающих, птиц и рыб. Остатки ископаемых насекомых помогают определить геологический возраст отложений, климат и биогеоценозы прошлого.)

X. Изложение “Верхом на стрекозе”

Примечание: возможно несколько вариантов работы с книгой Яна Ларри “Необыкновенные приключения Карика и Вали”. Учитель (или заранее подготовленный ученик) может просто выразительно прочитать отрывок из книги; можно попросить рассказать наиболее запомнившиеся эпизоды; можно дать фрагмент в виде диктанта. Если есть возможность, хорошо показать несколько эпизодов экранизации этой книги.

1. Слово учителя.

Многие из вас, наверное, читали книгу Яна Ларри “Необыкновенные приключения Карика и Вали”. В ней рассказывается, как брат и сестра, выпив чудесной жидкости в кабинете профессора Ивана Гермогеновича Енотова, стали крошечными и отправились в путешествие в мир насекомых, где их подстерегали не только смертельные опасности, но и удивительные открытия. Вспомним начало этого необыкновенного путешествия - полет детей на стрекозе.

2. Чтение текста учителем.

Стрекоза летела, шумя прозрачными, жесткими крыльями. Они гремели, точно листовое железо.

Упругий ветер мчался навстречу, рвал волосы, пронзительно свистел в ушах.

Он бил в лицо, слепил глаза. Дышать было трудно. Крепко вцепившись в стрекозу, обхватив ее руками и ногами, ребята сидели ни живы ни мертвы...

Стрекоза мчалась, плавно взлетая на воздушные горы и стремительно скатываясь вниз...

Два передних крыла стояли в воздухе почти неподвижно. Их движения были еле заметны. Изредка они выгибалась то вверх, то вниз, и тотчас же стрекоза или опускалась ниже, или взлетала еще выше.

Этими крыльями она, как видно, управляла при полете. И они же поддерживали ее в воздухе.

Но зато два задних крыла мелькали, как пропеллеры. Они гудели и выли, быстро загребая воздух, и, отталкиваясь от него, гнали стрекозу вперед.

Но вот задние крылья начали приподниматься вверх и вдруг встали ребром, как паруса. В спину подул ровный ветер. Стрекоза бесшумно, как воздушная яхта, поплыла в воздухе.

(150 слов)

XI. Игра “В мире насекомых”

Примечание. Эту игру можно организовать по образцу телеигры “Кто хочет стать миллионером”. Подробные, исчерпывающие ответы оцениваются дополнительными баллами.

Вопросы:

1. Что мы называем осиной талией?

1) талию осы; 2) перемычку осины; 3) очень тонкую женскую талию; 4) ось вращения.

(Ответ: 3.)

2. Откуда взялось название бабочки махаон?

1) из греческой мифологии; 2) из римской мифологии; 3) от глагола “махать”; 4) от фамилии энтомолога.

(Ответ: 1. В греческой мифологии Махаон - сын Асклепия, герой-врачеватель. Под Троей он участвовал в боях, исцелял раны героям.)

3. Эвмены - это:

1) культовое наименование подземных богинь родовой мести, 2) подсемейство насекомых из группы одиночных ос; 3) пункты обмена валюты восточных стран; 4) слово, родственное слову “эврика”.

(Ответ: 2. Кстати, эвмениды (или эринии) - культовое наименование подземных богинь родовой мести в древнегреческой мифологии. Осы-эвмены, жалящие своих жертв, сродни этим богиням мести.)

4. Водолюб - это:

1) семейство насекомых отряда жуков; 2) любитель воды; 3) знак зодиака; 4) семейство насекомых отряда прямокрылых.

(Ответ: 1.)

5. Какому поэту принадлежат строки:

“Ох, лето красное! Любил бы я тебя,

Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи...”

1) М.Ю. Лермонтову; 2) Н.А. Некрасову; 3) А.А. Фету; 4) А.С. Пушкину.

(Ответ: 4 (стихотворение “Осень”).)

XII. Итог уроков

- Мы лишь перелистали несколько страниц книги, которая называется жизнью и которая хранит в себе множество загадок, разгадать которые можно только в тесном единении сотрудничестве гуманитарных и естественных наук.






Для любых предложений по сайту: [email protected]