Синтаксис - ПОВТОРЕНИЕ

Поурочные разработки по русскому языку 7 класс к учебнику М.Т. Баранова

Синтаксис - ПОВТОРЕНИЕ

Цель: закрепить пунктуационные навыки учеников, навыки синтаксического разбора, навыки определения видов и способов связи.

Методические приемы: беседа по вопросам, лингвистический разбор, предупредительный диктант, выполнение упражнений.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

- Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, объясните орфограммы, выполните синтаксический разбор предложений.

Многие родители обе(з, с)поко...(н, нн)ы завис...мостью их детей от к...мп...ютерных игр.

Подросткам стремящ...мся зар...ботать деньги в летни... к...никулы аген...ство по труд...устройству предл...гает д...вольно ш...рокий выбор.

Среди требу...мых документов при пр...еме на работу четырна...цатилетних школьников (не, ни)обходимо письме(н, нн)ое разр... шение родителей.

Комментарий. Обратим внимание на подлежащее в первом предложении: оно выражено словосочетанием Многие родители; на сказуемое, выраженное кратким причастием обеспокоены.

Многие родители обеспокоены зависимостью их детей от компьютерных игр.

Подросткам, стремящимся заработать деньги в летние каникулы, агентство по трудоустройству предлагает довольно широкий выбор.

Среди требуемых документов при приеме на работу четырнадцатилетних школьников необходимо письменное разрешение родителей.

II. Проверка домашнего задания

Упражнение 453: проверка правописания слов по цепочке.

III. Повторение темы “Синтаксис”

1. Беседа по вопросам с. 200-201.

- Определите предложения текста по цели высказывания.

(Текст записывается под диктовку на доске и в тетрадях.)

Вы слышали, что шмели пишут письма? Попробуйте как-нибудь весной проследить за шмелем, летающим от дерева к дереву. Оказывается, шмели оставляют на деревьях метки-письма, которые привлекают их подруг.

(Вопросительное, побудительное, повествовательное.)

2. Предупредительный диктант.

Задание: объяснить орфограммы и знаки препинания, сделать синтаксический разбор предложений, указать вид и средства связи между предложениями.

Особенно коварна для путника лежащая на земле пихта. Древесина ее ствола быстро сгнивает, и остается кора, заполненная гнилью, из которой торчат не поддающиеся разложению острые смолистые сучья. Нога ничего не подозревающего человека, наступившего на такой ствол, мгновенно проваливается.

Коварство пихты на этом не заканчивается. Ставить палатку в зрелом пихтарнике - занятие весьма рискованное. Обладая довольно мягкой и зачастую гниющей на корню древесиной, это дерево под напором ветра легко ломается, обычно в средней части ствола. (В. Пеженин.)

Комментарий. Связь между предложениями текста цепная. Средства связи: местоимение (пихта - ее), повторение слов (ствола - ствол), контекстный синоним (ствол - пихты), однокоренное слово (пихты - пихтарнике), контекстный синоним с указательным местоимением; частное вместо общего (пихтарнике - это дерево).

IV. Выполнение упражнений

1. Упражнение 455: устно.

2. Упражнение 456: составление таблицы “Способы выражения главных членов предложения” (на доске и в тетрадях).

3. Упражнение 457: устный разбор, письменное выполнение.

Домашнее задание

1. Упражнение 459.

2. § 80: вопросы на с. 203.






Для любых предложений по сайту: [email protected]