Поурочные разработки по русскому языку 7 класс к учебнику М.Т. Баранова
Страдательные причастия прошедшего времени - ПРИЧАСТИЕ
Цели: показать способы образования страдательных причастий прошедшего времени; повторить правописание -н- и -нн- в прилагательных; развивать монологическую речь учеников.
Методические приемы: объяснения учителя, элементы сопоставительного анализа, повторение пройденного (правописание прилагательных), словарная работа.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка
Объяснительный диктант.
Соломенное чучело, безветренная погода, утиная стая, песчаный пляж, деревянная мебель, нефтяная скважина, ветреный день, стеклянная посуда, пустынная местность, осиная талия, порционное блюдо, обманные слова.
II. Проверка домашнего задания
1. Рассказать об образовании страдательных причастий настоящего времени.
2. Упражнение 106: проверка “по цепочке”; в это время двое учеников у доски выполняют морфологический разбор слов лошадей, гавань.
3. Подготовленный диктант (упражнение 107).
III. Изучение темы “Страдательные причастия прошедшего времени”
1. Рассмотреть таблицу § 19 на с. 51.
2. Сопоставить данные этой таблицы с данными таблицы § 17 (с. 45).
3. Ответить на вопрос.
- Что общего в образовании действительных и страдательных причастий прошедшего времени и в чем разница?” (Страдательные причастия прошедшего времени, как и действительные причастия прошедшего времени, образуются от основ глаголов совершенного и несовершенного видов, но только переходных глаголов. Суффиксы прошедшего времени - -нн-, -енн- (-ённ-), -т-.)
4. Самостоятельное изучение теоретического материала § 19 (с. 52).
5. Вопросы на усвоение материала.
- Возможно ли образование страдательных причастий прошедшего времени от глаголов несовершенного вида? Привести примеры, записать их в тетрадь.
- С помощью какого суффикса образуются страдательные причастия прошедшего времени от основ глаголов на -ать- (-ять)?
- С помощью какого суффикса образуются страдательные причастия прошедшего времени от основ глаголов на -ить-?
- Приведите примеры страдательных причастий прошедшего времени, образованные с помощью суффикса -т-. (Понятый, сжатый, увитый, сбитый, налитый и др.)
- Почему глаголы на -еть- и -ить- образуют страдательные причастия прошедшего времени одинаково, с помощью суффикса -енн-? (Потому что гласная основы инфинитива отсекается, суффикс присоединяется к последней согласной основы.)
IV. Выполнение упражнений
1. Упражнение 108: комментированное письмо.
Комментарий. Страдательное причастие прошедшего времени не образуется от глагола приехать, потому что это непереходный глагол.
В некоторых страдательных причастиях прошедшего времени наблюдается чередование согласных: наградить - награжденный; победить - побежденный; возвратить - возвращенный; бросить - брошенный; вырастить - выращенный; взвесить - взвешенный; преобразить - преображенный; привести - приведенный; обидеть - обиженный; перевести - переведенный, а также добавление согласной “л”: углубить - углубленный; исправить - исправленный.
2. Упражнение 109: самостоятельная работа.
V. Словарная работа
Записать слова, помещенные в рамке (с. 52), в словарики; составить с ними предложения.
Приведённый, переведённый.
VI. Повторение темы “Одна и две буквы -н- в прилагательных”
Слово учителя.
В начале урока в объяснительном диктанте мы обозначали условия выбор а одной и двух букв -н- в прилагательных. Потренируемся еще раз, подключая в задания страдательные причастия прошедшего времени.
Задание: записать слова под диктовку в три столбика:
1) прилагательные с суффиксом -н-;
2) прилагательные с другими суффиксами, содержащими
3) прилагательные с суффиксами, содержащими -нн-;
4) страдательные причастия прошедшего времени.
Кожаный, увешанный, скошенный, оловянный, туманный, гусиный, старинный, подклеенный, костяной, станционный, карманный, муравьиный, ветреный, дистанционный, смешанный, тыквенный, диванный, каменный, клюквенный, забранный.
туманный |
Кожаный |
оловянный |
увешанный |
старинный, |
гусиный |
станционный |
скошенный |
карманный |
костяной |
дистанционный |
подклеенный |
диванный |
муравьиный |
тыквенный |
смешанный |
каменный |
ветреный |
клюквенный |
забранный |
- Проверим правильность заполнения таблицы, читая слова в столбиках и объясняя их правописание.
Домашнее задание
1. § 19.
2. Упражнение 110.