Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях - ПРИЧАСТИЕ

Поурочные разработки по русскому языку 7 класс к учебнику М.Т. Баранова

Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях - ПРИЧАСТИЕ

Цели: закрепить правописание -н- и -нн- в прилагательных и причастиях, показать выбор гласных перед н в полных и кратких страдательных причастиях.

Методические приемы: объяснения учителя, тренировочные упражнения.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Разбор слова по составу и морфологический разбор: таинственный.

Обратим внимание на чередование й и и в корне слова.

II. Проверка домашнего задания

1. Рассказать об образовании страдательных причастий прошедшего времени.

2. Упражнение 110: проверка “по цепочке”.

III. Изучение темы “Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях”

1. Самостоятельное изучение теоретического материала учебника (§ 20).

2. Обсуждение вопроса: “Что нового вы узнали о правописании страдательных причастий прошедшего времени?”

(В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется та же гласная, что и полных.)

Комментарий. Отметим, что материал этого параграфа в основном не несет новой информации, он лишь по-другому расставляет акценты. Мы уже знаем, что суффикс -нн- присоединяется к основам глаголов на -ать- (-ять-), а что суффикс -енн- - к основам глаголов на -еть, -ить.

Возможно, ученикам легче запомнить, что глагольные гласные а, я, е сохраняются в причастиях, а гласная и меняется на е:

постирать - постиранный, запаять - запаянный, увидеть - увиденный, но: построить - построенный.

Гласной и в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени вообще быть не может!

IV. Выполнение упражнений

1. Упражнение 111: комментированное письмо; выполняется на доске и в тетрадях.

2. Упражнение 113: разбор на доске.

Комментарий. В этом упражнении необходимо правильно определить глаголы, от которых образованы страдательные причастия прошедшего времени. Напишем их в скобках.

Дополнительное задание: образовать от данных полных страдательных причастий прошедшего времени краткие, составить с ними предложения, обозначить синтаксическую роль кратких причастий (сказуемые).

Выкаченное из гаража колесо (выкатить). Колесо выкачено.

Выкачанный из шины воздух (выкачать). Воздух выкачан.

Замешенное тесто (замесить). Тесто замешено.

Замешанный в преступлении человек (замешать). Человек замешан в преступлении.

Занавешенное окно (занавесить). Окно занавешено.

Развешанные картины (развешать). Картины развешаны.

Навешенная дверь (навесить). Дверь навешена.

Выслушанные пожелания (выслушать). Пожелания выслушаны.

Высушенное белье (высушить). Бельё высушено.

Застроенный микрорайон (застроить). Микрорайон застроен.

Хорошо настоянный чай (настоять). Чай хорошо настоян.

Рассеянные ветром тучи (рассеять). Тучи рассеяны ветром.

Обратим внимание учеников на то, что в кратких страдательных причастиях пишется одна буква н. Подробнее этот вопрос рассмотрим на следующем уроке.

Домашнее задание

1. § 20.

2. Упражнение 112.






Для любых предложений по сайту: [email protected]