Слитное и раздельное написание не с причастиями - ПРИЧАСТИЕ

Поурочные разработки по русскому языку 7 класс к учебнику М.Т. Баранова

Слитное и раздельное написание не с причастиями - ПРИЧАСТИЕ

Цели: повторить написание не с различными частями речи, показать условия выбора этой орфограммы в причастиях; закрепить пунктуационные навыки; навыки лингвистического разбора.

Методические приемы: повторение изученного, объяснения учителя, беседа по вопросам, словарная работа.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Объяснительный диктант: правописание не с различными частями речи.

Несколько незнакомцев, некого пригласить, ничего не знаешь, ненавидел лень, невежественный человек, невольник чести, неласковая осень, не выполнил задание, ничуть не интересный фильм, некто в чёрном, не с кем поговорить, неряшливый вид, неплохое предложение, немалый вклад; поступок нехорош; не страшное, а веселое приключение.

II. Изучение темы “Слитное и раздельное написание не с причастиями”

Слово учителя.

В объяснительном диктанте нам встретились случаи слитного и раздельного написания не с именами существительными, именами прилагательными, местоимениями, глаголами. При выборе орфограммы необходимо не только проанализировать слово, но и учесть контекст, то есть рассмотреть слово в предложении, это очень важно и по отношению к написанию не с причастиями.

Причастие имеет свои особенности. Во-первых, причастие может присоединять зависимые слова, образуя причастный оборот. Во-вторых, причастия, как и прилагательные, могут иметь краткую форму. Всё это влияет на написание не с причастиями.

Рассмотрим возможные варианты. Ответим на вопросы. Сделаем записи в тетрадях.

Случаи слитного написания не с причастиями:

1) Негодующий взгляд, ненавидящий тон.

- От какого слова образовано причастие? (От глагола “негодовать”.)

- Возможно ли употребление причастия без не! (Невозможно.)

Вывод: если причастие без не не употребляется, то пишется слитно.

- Подберите однокоренные слрва других частей речи. (Негодование, негодовать.)

2) Невыраженный признак, нерешённая задача.

- Есть ли при причастиях зависимые слова?

Вывод: если причастие не имеет при себе зависимых слов, то пишется с не слитно.

3) Очень неподготовленное выступление, весьма неотработанная речь.

- Какое значение имеют наречия очень, весьма? (Значения степени.)

Вывод: если причастие имеет при себе наречие степени (очень, весьма, совершенно и т. п.), то пишется с не слитно.

Случаи раздельного написания не с причастиями:

1) Не работающий, а сломанный телевизор. Не прибранные, а разбросанные вещи.

- Постарайтесь найти причину раздельного написания не с причастиями.

Вывод: если причастие имеет противопоставление, то пишется с не раздельно.

2) Давно не работающий телевизор. Не прибранные вовремя вещи.

- Есть ли у причастий зависимые слова, т. е. образуют ли они причастные обороты?

Вывод: если причастие имеет зависимые слова (образует причастный оборот), то пишется с не раздельно.

3) Реки ещё не скованы льдом. Обед еще не приготовлен.

- В чем особенность этих причастий? (Они краткие.)

- Каким членом предложения они являются? (Сказуемым.)

Вывод: краткие причастия пишутся с не раздельно.

III. Выполнение упражнений

1. Упражнение 132: комментированное письмо.

Комментарий. Фонетический разбор слова дорожку один ученик выполняет на доске, остальные - в тетрадях.

Элементы разговорного стиля - обращение, разговорные обороты, слова: через день-два, едва.

2. Упражнение 133: самостоятельная работа с последующей проверкой “по цепочке”.

IV. Словарная работа

Записать слова, помещенные в рамке на с. 65-66, в словарик; составить с ними словосочетания.

Выровненный, прекратить, претензия, претендовать.

Домашнее задание

1. § 24.

2. Упражнение 134.






Для любых предложений по сайту: [email protected]