Синтаксис. Словосочетание и предложение - ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В V-VI КЛАССАХ

Поурочные разработки по русскому языку 7 класс к учебнику М.Т. Баранова

Синтаксис. Словосочетание и предложение - ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В V-VI КЛАССАХ

Цели: повторить изученный материал о словосочетании и предложении; закрепить пунктуационные навыки.

Методические приемы: повторение, обобщение материала, выполнение упражнений, конструирование словосочетаний и предложений, объяснительный диктант.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. Беседа по вопросам.

- Какие группы славянских языков вы знаете?

- Какие языки входят в каждую из групп?

- Почему славянские языки называются родственными?

- Докажите, что русский язык - развивающееся явление.

- Приведите примеры неологизмов.

2. Проверка упражнения 4.

Выразительное чтение стихотворения.

- Из скольких предложений состоит текст стихотворения? (Из двух сложных предложений.)

- Назовите грамматические основы всех простых предложений, входящих в состав сложных. (1 - листья скачут и бегут, устилают; ветер не унес; 2 - сад не помнит; весна погребена.)

3. Сообщение по упражнению 6.

II. Повторение темы “Синтаксис”

1. Беседа по вопросам (с. 5 учебника).

(Синтаксис изучает строение словосочетаний и предложений.

Предложение выражает законченную мысль.

Сложные предложения, в отличие от простых, имеют больше одной основы.

Главные члены предложения - его основа. Второстепенные члены (определения, дополнения, обстоятельства) распространяют предложение, зависят от главных членов.

По цели высказывания предложения бывают повествовательные, вопросительные и побудительные.)

2. Конструирование словосочетаний.

- К каждому из данных слов подберите такое, чтобы получилось словосочетание. Охарактеризуйте словосочетания и сделайте их схемы.

(Класс работает устно. Выбираем лучшие примеры и записываем на доске и в тетрадях.)

Год (новый, учебный, памятный...) - прилагательное + существительное.

Год (тигра) - существительное + существительное.

Слушать (музыку) - глагол + существительное.

Слушать (внимательно) - глагол + наречие.

3. Конструирование предложений.

- Используя эти словосочетания, составьте два предложения: простое и сложное. Обозначьте основы, охарактеризуйте предложения по цели высказывания.

Обсуждение, лучшие примеры записываются. Например:

А теперь, друзья, слушайте музыку из кинофильмов.

Основа: слушайте (один главный член - сказуемое).

Комментируем пунктограммы: слово друзья не является членом предложения. Это обращение, выделяется с обеих сторон запятыми. Отмечаем, что предложение побудительное.

В старину первого сентября праздновали Новый год, а сейчас в этот день начинается учебный год.

Основы: праздновали (один главный член - сказуемое); год начинается.

Важно обратить внимание на слово “день”, которое стоит в форме винительного падежа, совпадающей с формой именительного. В предложении это слово является дополнением. Комментируем орфограммы: старину, праздновали, начинается - и пунктограмму. Отмечаем, что предложение повествовательное.

4. Выполнение упражнения 7 с последующей проверкой.

Отмечаем основы в простых и сложных предложениях, выделяем словосочетания.

5. Объяснительный диктант.

Повторение знаков препинания при однородных членах и в сложносочиненных предложениях с союзом “и”. Комментируем орфограммы и пунктограммы, отмечаем основы в простых и сложных предложениях.

1) Свет проникал в самую глубину ущелья и на дне реки разжигал костры из разноцветных камней.

(Предложение простое, однородные сказуемые соединены союзом “и”, запятая не ставится. Проникал - проник, разжигал - чередование гласной в корне (после корня стоит суффикс “а”, значит, пишем “и”, но разжечь”.)

2) Солнце село, и тусклые тучи висели над темной степью.

(Предложение сложное, запятая ставится. Солнце - непроизносимая согласная “л”, висели - виснет.)

3) Снаружи доносились обычные заоконные звуки: дальний шум улицы, шелест листвы, курлыканье голубей. (Б. Акунин.)

(Предложение простое, с однородными подлежащими при обобщающем слове. Орфограммы: снаружи, доносились, обычные, заоконные, шелест, курлыканье, голубей.)

4) Он рощи полюбил густые, уединенье, тишину, и ночь, и звезды, и луну. (А.С. Пушкин.)

(Предложение простое, с однородными дополнениями. Перед повторяющимся союзом “и” ставится запятая. Орфограммы: уединенье, тишину, ночь.)

5) Старый компьютер работает медленно, но надежно.

(Предложение простое, с однородными обстоятельствами, перед союзом “но” ставится запятая. Орфограммы: компьютер, работает, медленно.)

6) Машины, автобусы, троллейбусы, трамваи - весь транспорт стоял в пробке.

(Предложение простое, с однородными обстоятельствами при обобщающем слове. Орфограммы: машины, троллейбусы, трамваи, транспорт, стоял, пробке.)

Домашнее задание

1. Ответить на вопросы с. 6.

2. Упражнения 8: письменно, 9: устно.






Для любых предложений по сайту: [email protected]