Поурочные разработки по русскому языку 7 класс к учебнику М.Т. Баранова
Раздельное написание не с деепричастиями - ДЕЕПРИЧАСТИЕ
Цели: повторить правописание с не различных частей речи; показать синтаксическую и интонационную необходимость выделения деепричастных конструкций; совершенствовать орфографическую и пунктуационную зоркость.
Методические приемы: беседа по вопросам, лингвистический разбор, работа со схемами предложений, конструирование предложений.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка
Объяснительный диктант (повторение правописания с не различных частей речи).
Не хочу объясняться; непричастный к заговору; неволить человека; нехорошее самочувствие; не старый, а пожилой мужчина; непридуманная история; некий незнакомец; ненастный день; очень несвоевременное посещение; неизвестный герой; ответ не продуман; нетронутые пространства тайги; несжатая полоса; нерешенная проблема, неделикатный поступок.
II. Проверка домашнего задания
1. Связные рассказ о деепричастии и знаках препинания при деепричастных конструкциях.
2. Чтение предложений с деепричастными конструкциями, выполнение синтаксического разбора и схем предложений у доски.
III. Изучение темы “Раздельное написание не с деепричастиями”
Слово учителя.
В объяснительном словарном диктанте мы повторили правописание с не имен существительных, прилагательных, местоимений, глаголов, полных и кратких причастий.
Мы знаем, что не с глаголом пишется раздельно, за исключением случаев, когда слово без не не употребляется. Это же относится и к деепричастию, части речи, близкой к глаголу по значению. Запишем примеры, подберем свои:
Не уставая, не желая, не присев, не ответив. Негодуя, неволя.
IV. Закрепление нового материала
Сделать синтаксический разбор предложений, написанных на доске, объяснить орфограммы и пунктограммы.
1) Еще (не) веря (не)жда(н, нн)ой удач... он в(з, с)карабкался по ступенькам автобуса. (Б. Акунин.)
2) (Не, ни) теряя др...гоце(н, нн)ого врем...ни Остап швырнул шахматной доской в лампу и ударяя в наступившей темноте по чьим(то) челюстям и лбам выбежал на улицу. (Ильф, Петров.)
Дополнительное задание: найти причастия, определить их грамматические характеристики.
Комментарий. Нежданной - страдательное причастие прошедшего времени в роли прилагательного-определения; в наступившей - действительное причастие прошедшего времени в роли прилагательного-определения.
1) Еще не веря нежданной удаче, он вскарабкался по ступенькам автобуса.
2) Не теряя драгоценного времени, Остап швырнул шахматной доской в лампу и, ударяя в наступившей темноте по чьим-то челюстям и лбам, выбежал на улицу.
V. Выполнение упражнений
1. Упражнение 170: комментированное письмо.
Дополнительное задание: вспомнить другие пословицы и поговорки, в которых есть деепричастия с не.
2. Упражнения 171, 172: самостоятельная работа по вариантам с последующей взаимопроверкой.
Домашнее задание
1. § 28.
2. Упражнение 173.